Объединение автопроизводителей России от имени крупнейших автоконцернов направило письмо на имя главы Минпромторга России Виктора Христенко с просьбой унять непомерные аппетиты металлургических комбинатов, которые намерены с 1 января 2011 г. на 40% повысить цены на поставляемый для автопрома металлопрокат. ОАР предлагает провести совместное совещание представителей сторон, чтобы найти приемлемое для всех решение.
Третье противостояние
В письме на имя В. Христенко утверждается, что АвтоВАЗ, «Соллерс», группы «ГАЗ» и «КамАЗ» получили в текущем декабре от меткомбинатов «коммерческие предложения» об увеличении в одностороннем порядке цен с начала 2011 г. на металлопрокат более чем на 40%. При этом обоснования металлурги не представили.
Таким образом, металлурги и автозаводы начали новый отраслевой конфликт — уже третий за последние два года. Впервые в открытую конфронтацию из-за цен стороны вступили накануне кризиса, в августе 2008 г., и это закончилось обращением автозаводов к вице-премьеру Игорю Сечину. Затем конфликт повторился летом 2009 г., в разгар падения авторынка, и тогда подключился уже премьер-министр Владимир Путин. Несмотря на это оба конфликта с металлургами автозаводы проиграли — последний раз им пришлось согласиться с повышением цен в среднем на 20% для отрасли. А в конечном счете платить за все приходилось российским покупателям, для которых стоимость машин всякий раз возрастала на 3—5%. Так же, судя по всему, может завершиться и нынешний конфликт. Об этом можно судить по релизу, который на днях распространила пресс-служба ОАО «АвтоВАЗ». Она сообщила, что «повышение компанией ОАО „Северсталь“ базовой стоимости автомобильного листа на 30% может привести к увеличению цен на готовые автомобили Lada до 3,5%».
Сейчас АвтоВАЗ ведет переговоры с поставщиками металлопроката — «Северсталью» и ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) — о подписании контракта на 2011—2013 гг. и предлагает им продлить существующий контракт на три года с базовыми ценами 2010 г. и дальнейшим пересчетом по согласованию сторон.
Отметим, что на сегодняшний день «Северсталь» покрывает 60% потребностей завода в металле, остальные 40% обеспечивает ММК. АвтоВАЗ закупает 500 000 т автолиста в год. Среднее повышение цен металлургических компаний на свою продукцию для АвтоВАЗа в 2010 г. составило 15%.
Автоходоки пришли и в ФАС, и в Минэкономразвития
Одновременно ходоки АвтоВАЗа обратились и в Федеральную антимонопольную службу. Заместитель главы ФАС России Андрей Кашеваров подтвердил корреспонденту «ЭЖ» факт обращения АвтоВАЗа в ведомство с жалобой на «Северсталь» из-за завышения цен на листовой прокат. ФАС уже запросила документы у «Северстали» и ждет ответа.
В это же ведомство обратился и «Соллерс» с просьбой разобраться с конъюнктурой цен на сталь и, следовательно, обоснованностью повышения цен в целом. «Соллерс» также отправил запрос в Департамент развития конкуренции Минэкономразвития.
Впрочем, многие аналитики полагают, что ФАС и Минэкономразвития вряд ли смогут поддержать требования автозаводов. Контракты с металлургами истекают в конце декабря, и требование поднять стоимость проката вполне законно. Вопрос лишь в том, какой будет планка. Действия меткомбинатов можно было бы оспорить, если бы кто-нибудь из них занимал монопольное положение, но такового с юридической точки зрения нет ни у кого, отмечает аналитик Дмитрий Смолин из «Уралсиба». В своей заявке в ФАС АвтоВАЗ указывает, что «Северсталь» монопольно поставляет отдельные виды проката конкретно АвтоВАЗу, но это также малоперспективно и наверняка ФАС не станет возбуждать никакого дела, считает управляющий партнер юридической группы «Консулъ» Марина Мисюкевич.
Аналитики всегда подчеркивали, что меткомбинаты находятся в более выгодной переговорной позиции. Если в автопроме на закупки металла приходится до 20—30% себестоимости, то в доле продаж металлургов автопром занимает не более 5%. При этом во время прошлых конфликтов автозаводы пользовались поддержкой других потребителей металла, в частности трубников, строителей, железнодорожников. Но даже это не помогло. Сегодня на подобную поддержку автозаводы рассчитывать не могут. По словам владельца компании «КРОСТ» Алексея Добашина, «сейчас у строительной отрасли претензий к металлургам нет». Глава Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко отмечает, что переговоры по трубной заготовке велись, но до конфликта дело не дошло.
Не намерены пока поддерживать автомобилестроителей и в структурах РЖД.
Нынешний конфликт с меткомбинатами российские автозаводы наверняка проиграют, полагает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». Если АвтоВАЗ примет рост цен на металл на 30%, это незначительно скажется на его себестоимости, она вырастет в пределах 3—5%, считает аналитик. Но с учетом роста тарифов на услуги естественных монополий автозаводам придется перекладывать повышение цен на сталь на потребителя.
Производство стального проката горячекатаного и кованого, % к декабрю предыдущего года
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Март |
99,73 |
106,26 |
113,16 |
102,24 |
97 |
101,46 |
106,51 |
92,37 |
105,6 |
Июнь |
100,28 |
119,07 |
159,22 |
105,95 |
99,02 |
114,92 |
144,1 |
88,98 |
127,94 |
Сентябрь |
108,66 |
121,4 |
155,59 |
99,96 |
109,79 |
111,78 |
161,1 |
93,91 |
121,18 |
Декабрь |
123,67 |
124,21 |
161,86 |
99,6 |
112,66 |
105,53 |
106,11 |
97,66 |
Производство холоднокатаного плоского проката без защитных покрытий и с защитными покрытиями, % к декабрю предыдущего года
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Март |
97,64 |
105,12 |
110,32 |
102,06 |
99,12 |
99,12 |
102,96 |
86,81 |
100,54 |
Июнь |
100,06 |
113,83 |
132,27 |
105,02 |
100,6 |
104,57 |
134,58 |
83,48 |
110,57 |
Сентябрь |
118,15 |
114,81 |
136,69 |
103,09 |
111,03 |
98,76 |
148,63 |
85,59 |
109,14 |
Декабрь |
129,44 |
120,47 |
149,23 |
101,98 |
106,5 |
93,98 |
125,92 |
91,18 |
Источник: Росстат