На ММВБ начались торги китайским юанем. Вообще же КНР начала торги валютной парой юань — рубль в конце ноября. Спрос на китайские деньги оказался неплохим.
На Китай приходится 9,5% всего внешнеторгового оборота России. Двусторонняя торговля, по данным Федеральной таможенной службы, выросла до 41,8 млрд долл. за девять месяцев 2010 г. по сравнению с 26,7 млрд долл. за аналогичный период прошлого года. Валютные торги парой юань — рубль — следующий шаг в развитии торгово-финансовых отношений между Россией и КНР.
По сообщению Reuters, посол Китая в России Ли Хуэй, выступая на брифинге, посвященном началу торгов, отметил, что запуск торгов «ускорит процесс интернационализации наших валют». «Это (запуск торгов) достаточно важный шаг по упрочнению российско-китайских отношений. Это один из механизмов, который упрощает жизнь людям», — добавил Рубен Аганбегян, президент ЗАО «ММВБ».
Торги проходят в течение одного часа с 10.00 до 11.00 московского времени. В первый торговый день было заключено 29 сделок, оборот по расчетам составил почти 4,9 млн юаней, средневзвешенный курс — 46,35 руб. за 10 юаней.
Пробные торги проходят на условиях 100-процентного предварительного депонирования денежных средств (расчеты «сегодня»). «В дальнейшем ММВБ планирует начать прорабатывать возможность отказа от 100-процентного предварительного депонирования денежных средств с последующим созданием инструмента валютной пары юань — рубль с датой валютирования Т+1 (расчетами «завтра»)»,— сообщается в пресс-релизе биржи.
Китай хочет платить рублями за закупаемые в России сырье и морепродукты, в то время как российские импортеры смогут минимизировать курсовые издержки от дополнительной валютной конвертации, существовавшие ранее, при закупке китайских промышленных товаров.
Президент Сбербанка Герман Греф отмечает важность диверсификации валютных портфелей и позитивный характер начала проведения операций с юанем: «Пока нет большого спроса на юани, но можно использовать в хеджирующих сделках на любую другую валюту. В этом смысле, удобно» (цитата по Reuters).
В мире спрос на юань неуклонно растет, превышая ожидания. Операции по торговле юанем за пределами Китая начались в июле, в декабре их объем достиг 400 млн долл. (данные Bloomberg). Это всего 0,01% от общего объема ежедневных мировых валютных торгов (4 трлн долл.). Но интерес к китайской валюте растет быстрее, чем многие ожидали, отмечает Дэвид Манн из Standard Chartered.
Число экспортеров КНР, которым разрешено использовать юань в международных сделках, выросло с 365 в июле до примерно 67 400. Объем средств китайских компаний, размещенных на счетах в Гонконге, достигнет к концу года 300 млрд юаней (45 млрд долл., данные WSJ). По расчетам Standard Chartered, сейчас около 1% импортных сделок заключается в юанях (это около 23 млрд долл), за ближайшие два-три года их доля достигнет 20—30%.
С тех пор как правительство Китая в июне заявило о курсе на увеличение свободы конвертации юаня, он укрепился к доллару на 2,4%. Но отпускать курс национальной валюты правительство КНР пока не планирует, поскольку опасается, что из-за чрезмерной экспансии юаня может утратить контроль за инфляцией и процентными ставками, отмечает Сян Сонзуо из Remin University.