Развитие розничного сектора и рост внутреннего потребления могут стать одним из локомотивов роста и диверсификации всей российской экономики. К такому выводу пришли эксперты ЗАО «КБ „Сити-банк“», проанализировав динамику потребительских расходов россиян в декабре 2010 г. По прогнозам Банка Москвы, в 2011 г. выручка розничных сетей будет расти за счет увеличения торговых площадей, восстановления общих покупательских трендов, а также эффекта низкой сравнительной базы. Основная угроза для торгового сектора в следующем году — высокая инфляция, уменьшающая потребительскую уверенность россиян.
Опубликованный Сити-банком 13 декабря прогноз потребительских расходов россиян в декабре составлен на основе статистических данных о покупках, которые совершили около полумиллиона случайно отобранных клиентов банка по кредитным картам в течение 2010 г. Согласно исследованию общий рост затрат россиян в последнем месяце текущего года составит 42% по отношению к среднемесячным значениям 2010 г. Этот показатель на 10% больше прошлогоднего, что свидетельствует о возобновлении предкризисной динамики роста потребительских расходов после ее замедления в конце 2008-го.
Впервые в ежегодном исследовании Сити-банк рассмотрел географию трат. Как выяснили эксперты, Москва, хотя и обеспечивает значительную долю предновогодних расходов всей страны в денежном выражении, в показателях роста относительно всего года уступает другим регионам, в том числе Санкт-Петербургу. Прогнозируемый рост расходов в декабре в Северной столице и других городах-миллионниках составит 46%, в Москве — 36%. При этом каждый житель столицы в среднем потратит в декабре около 19 000 руб., петербуржец — около 14 000 руб. В регионах эта сумма составит порядка 10 000 руб.
Новый год обогатит магазины одежды
Список самых затратных категорий в денежном выражении в декабре возглавят магазины одежды с долей в общем объеме покупок 11,7%. Следом идут супермаркеты и продуктовые магазины (8,3%), причем траты в супермаркетах в декабре возрастут на 64%, а в магазинах одежды — на 53%. Доля расходов на авиабилеты в декабре снижается с каждым годом и в этом году составит всего 5,5%. Это объясняется ажиотажным спросом и высокими ценами на перелеты в новогодние и рождественские каникулы, которые заставляют россиян все чаще оплачивать билеты и туристические путевки заблаговременно.
Магазины игрушек, по прогнозу Сити-банка, в этому году вернутся на позицию безусловного лидера и окажутся самой популярной категорией покупок в декабре с относительным приростом в 163%. По данному показателю популярности они опередят алкогольные магазины, интерес к которым возрастет на 143%. Траты в магазинах спортивных товаров поднимутся на 87%, а на бытовую технику, как и на ювелирные изделия и часы, — на 85%. Книжные и компьютерные магазины продемонстрируют рост продаж на 76%. Спрос на мобильные телефоны в декабре увеличится на 71% по сравнению со среднегодовым значением.
Магазины косметики в очередной раз останутся в пятерке лидеров: здесь аналитики прогнозируют повышение спроса на 115% по отношению к привычным среднегодовым значениям. В новогодний период ожидается почти двукратное увеличение (99%) объема расходов в кинотеатрах и 37-поцентный рост в развлекательных центрах. Расходы в ресторанах прибавят 42%. При этом затраты в ресторанах быстрого питания вырастут еще больше — на 77%. Аналитики объясняют этот тренд тем, что непременным атрибутом любого шопинга, в особенности многочасовых магазинных сиест в предновогоднюю пору, становятся обеды и ужины в ресторанах внутри торговых центров.
«В России, как и во многих странах мира, покупательная активность населения в предновогодний сезон — важнейший индикатор потребительской уверенности, — говорит Михаил Бернер, руководитель департамента кредитных продуктов ЗАО «КБ „Сити-банк“». — Мы считаем, что развитие розничного сектора и рост внутреннего потребления могут стать одним из локомотивов роста и диверсификации всей российской экономики». С тем, что в 2011 г. компании розничной торговли продолжат демонстрировать высокие темпы роста, согласны и аналитики Банка Москвы. В материалах, опубликованных 14 декабря, эксперты выделили факторы, которые станут основными причинами роста для различных категорий ретейлеров.
Так, выручка розничных сетей от продаж продуктов питания будет увеличиваться за счет расширения торговых площадей и роста инфляции. Увеличение продаж ретейлеров непродовольственных товаров и ресторанных сетей обеспечат возобновление открытия новых торговых точек, постепенное восстановление общих покупательских трендов, а также эффект низкой сравнительной базы, наблюдавшийся до второй половины 2010 г.
Засуха снизила уверенность потребителей
В целом эксперты уверены, что обе категории ретейлеров продемонстрируют заметное ускорение роста в 2011 г., но дальнейшие перспективы будут связаны в том числе с возможностью удерживать темпы увеличения торговых площадей и влиянием макроэкономических факторов на покупательскую способность населения. При этом, по мнению Банка Москвы, основная угроза для потребительского сектора в следующем году — высокая инфляция.
Резкий скачок цен на продукты питания с августа 2010 г., вызванный летней засухой, подхлестнул всплеск общей инфляции в стране. Казалось бы, высокая инфляция — благо для ретейлеров. Появляется возможность показать высокие темпы роста сопоставимых продаж за счет увеличения среднего чека, как в 2008 г., когда инфляция на продукты питания превышала 20%. Однако, как показал анализ, высокий уровень инфляции в 2007—2008 гг. не оказал существенного влияния на покупательскую способность населения, поскольку рост реальных располагаемых доходов находился на высоком уровне (более 10%) вследствие благоприятных макроэкономических факторов.
Аналитики опасаются: поскольку сейчас основные макроэкономические показатели достаточно слабые, ускорение инфляции в следующем году до 10,5% способно создать определенную угрозу для быстрого восстановления потребительского спроса. Негативные тенденции уже проявились осенью 2010 г., когда увеличение инфляции на фоне достаточно слабых макроэкономических показателей вызвало у российских потребителей озабоченность и снижение уверенности.
По данным Росстата, в III квартале 2010 г. уровень потребительской уверенности населения, демонстрирующий стабильный рост в течение пяти кварталов, вновь снизился. При этом наиболее существенное влияние на ухудшение общей потребительской уверенности оказало снижение ожиданий населения, вызванное изменением экономической ситуации в стране и собственным материальным положением.
Таким образом, официальная статистика подтверждает, что потребители по-прежнему очень чувствительны к цене товаров. Соответственно тренд предпочтения россиянами более дешевых товаров, наблюдаемый с 2-го полугодия 2008 г., вряд ли удастся изменить в ближайшее время. На этом фоне компаниям потребительского сектора сложно полностью переложить рост себестоимости продукции на плечи потребителей без снижения объемов реализации. Ретейлеры вынуждены ограничить собственную наценку, чтобы не потерять клиентов.
Оборот розничной торговли и реальная начисленная заработная плата к соответствующему периоду предыдущего года, %
Год |
Реальная
|
Оборот
|
2006 |
113,3 |
114,1 |
2007 |
117,2 |
116,1 |
2008 |
111,5 |
113,5 |
2009 |
96,5 |
95,1 |
Январь —
|
104,5 |
104,4 |
Источник: Минпромторг России
К сведению
Ретейлеры больше не боятся Закона о торговле
Проанализировав динамику развития розничной торговли в 2010 г., аналитики Банка Москвы пришли к выводу, что опасения по поводу негативного эффекта Закона о торговле на развитие продуктовых розничных сетей преувеличены.
Напомним, что вступивший в полную силу с августа 2010 г. нормативный акт накладывает ограничения на расширение продуктовых розничных сетей в пределах муниципального образования, где рыночная доля сети превышает 25%, и запрещает любые бонусы от поставщиков, кроме скидки за объем, ограниченной 10% оборота. Еще одно ограничение касается максимального периода отсрочки платежа в зависимости от категории и срока годности товара.
Исходя из методик, разработанных Федеральной антимонопольной службой и Росстатом по расчету объемов региональных розничных рынков продуктов питания, можно сделать вывод, что ограничение рыночной доли 25% не является препятствием для дальнейшей экспансии ретейлеров. Согласно расчетам чиновников, розничные сети не превысили установленную законом предельную долю 25%, за исключением нескольких небольших муниципальных районов («Магнит») и Санкт-Петербурга (X5 Retail Group).
Дополнительное доказательство, что казавшееся суровым антимонопольное положение закона в существующем виде не является серьезным препятствием для развития ретейлеров в ближайшее время, — одобрение ФАС приобретения X5 Retail Group сети магазинов «Копейка». Антимонопольное ведомство согласилось на сделку лишь с небольшими ограничениями — покупатель должен закрыть или продать менее 30 из почти 700 магазинов сети. По мнению экспертов, и другие ограничения закона, в том числе касающиеся размера бонусов и сроков платежей, не окажут существенного влияния на операционные показатели компаний.