В статье рассматривается процедура ликвидации общества с ограниченной ответственностью с момента принятия решения о ликвидации до ее государственной регистрации.
Принятие решения о ликвидации
Процедура ликвидации общества с ограниченной ответственностью регламентируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ), уставом общества, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).
Процедура добровольной ликвидации общества начинается с общего собрания участников (учредителей) общества, которое принимает соответствующее решение, на этом же собрании или на другом собственники назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации (ст. 62 ГК РФ). Если общество имеет несколько учредителей, то их решение оформляется протоколом, если одного — то документом, называемым «Решение». Обращаем внимание, что если учредителей в обществе несколько, то для принятия решения о добровольной ликвидации необходимо единогласное решение всех учредителей (п. 1 ст. 92 ГК РФ). Примерное содержание решения о ликвидации может быть следующим.
Решение № 6
общего собрания участников ООО «Фламинго»
22 октября 2010 г. г. Москва
Присутствовал:
Птичкин И.И., доля 100%
Решил:
1. Ликвидировать ООО «Фламинго» в добровольном порядке в связи с нерентабельностью производства.
2. Назначить ликвидационную комиссию в составе:
— Птичкина И.И. — председатель ликвидационной комиссии;
— Кошечкиной О.О. — член ликвидационной комиссии.
3. Возложить на ликвидационную комиссию все полномочия и обязанности, установленные действующим законодательством, по проведению ликвидации ООО «Фламинго»
Подпись участника:
________ «________________»
Согласовано:
Председатель ликвидационной комиссии ________________
Член ликвидационной комиссии ________________
Уведомление регистрирующего органа
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона № 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Форма уведомления о принятии решения о ликвидации (№ Р15001) утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (приложение 8).
Если уведомление будет направлено в налоговую инспекцию позже трехдневного срока, на ликвидируемое юридическое лицо может быть наложен административный штраф в размере 5000 руб. (п. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
На основании уведомления о начале ликвидации юридического лица регистрирующим органом вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ, в которой указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (письмо УФНС России по г. Москве от 10.09.2008 № 09-14/085833 «Об основаниях и порядке ликвидации юридических лиц»).
С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Далее учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, об установленном порядке и сроках ликвидации. Специальная форма уведомления № Р15002 также утверждена вышеназванным постановлением Правительства РФ № 439 (приложение 9). Порядок заполнения этих форм (№ Р15001 и Р15002) приведен в частях VIII и IX Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденных приказом ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@. Примеры заполнения форм № Р15001 и Р15002 приведены в приложениях 1 и 2 соответственно.
Для некоммерческих организаций аналогичные формы утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212.
После уведомления налоговой инспекции ликвидируемое лицо получает свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ, где в разделе, содержащем сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, указываются должность — ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии, его фамилия, имя, отчество.
Либо если решение о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии оформлено одним протоколом (решением) и формы № Р15001 и Р15002 были одновременно представлены в регистрирующий орган, то Свидетельство и выписку ликвидируемое юридическое лицо получает один раз.
Публикация сведений о ликвидации
Далее в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (в журнале «Вестник государственной регистрации», приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»), публикацию о его ликвидации и порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В решении о ликвидации юридического лица может быть установлен иной срок для заявления требований кредиторами, но не менее двух месяцев.
В публикации указываются (приложение 2 к приказу ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@, п. 1 ст. 63 ГК РФ):
— полное наименование юридического лица;
— адрес (место нахождения) юридического лица;
— идентификационный номер налогоплательщика/код постановки на учет (ИНН/КПП);
— основной государственный регистрационный номер;
— дата присвоения основного государственного регистрационного номера;
— государственный регистрационный номер записи;
— дата внесения записи;
— наименование регистрирующего органа, внесшего запись;
— адрес регистрирующего органа;
— сведения о принятом решении о ликвидации: кем и когда принято;
— порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационной комиссией: адрес, телефон).
Сведения для опубликования вправе представить руководитель ликвидационной комиссии.
Если кредиторы не успели заявить свои требования в установленный срок, то до окончания процедуры ликвидации их требования также принимаются, однако удовлетворяться они будут за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок (п. 5 ст. 64 ГК РФ).
Одновременно ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию имущества общества с целью наиболее полного выявления всех активов предприятия и принимает меры к выявлению и востребованию дебиторской задолженности.
Инвентаризация проводится в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49. Обращаем внимание, что законом не устанавливается обязанность по взысканию дебиторской задолженности в судебном порядке, однако комиссия вправе это сделать.
Промежуточный ликвидационный баланс
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием учредителей (участников) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Единственная компетенция, остающаяся у участников при ликвидации общества (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона № 14-ФЗ, п. 2 ст. 63 ГК РФ), — это утверждение промежуточных и ликвидационных балансов.
После этого копия промежуточного ликвидационного баланса направляется в регистрирующий орган вместе с уведомлением о его составлении по форме № Р15003 (постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, приложение 10).
Обращаем внимание, что законодательством не предусмотрено оформление расписки в получении всех вышеназванных уведомлений регистрирующим органом, поэтому целесообразно направлять их по почте ценным письмом с описью вложения либо предоставлять лично в двух экземплярах, с тем чтобы на своем экземпляре получить отметку о предоставлении.
При ликвидации ликвидационная комиссия представляет сведения в Пенсионный фонд РФ по персонифицированному учету общества в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Так как в ходе ликвидации общество прекращает свое существование, то трудовые договоры со всеми сотрудниками расторгаются.
Контрольные мероприятия налоговой
После внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса налоговая инспекция проводит контрольные мероприятия — проверки в следующих отделах ИФНС:
— в отделе взыскания задолженности;
— отделе выездных проверок;
— отделе камеральных проверок;
— юридическом отделе.
На этом этапе также может быть назначена выездная налоговая проверка (п. 11 ст. 89 НК РФ) за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, которая может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Как правило, налоговые инспекции стараются не упустить эту возможность и назначать проверку ликвидируемого общества.
В соответствии с Налоговым кодексом выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по следующим основаниям:
— истребование документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
— получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
— проведение экспертиз;
— перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ), в некоторых случаях срок приостановления может быть продлен еще на три месяца.
После проведения проверки либо контрольных мероприятий производится сверка расчетов, выявляются неуплаченные или излишне уплаченные налоги. Если общество согласно с результатами налоговой проверки, то погашение задолженности по налогам осуществляется в соответствии со ст. 49 НК РФ. Если не согласно, оно может подать апелляцию на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ.
Выплаты кредиторам
После утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия начинает производить выплаты кредиторам. Очередность выплат установлена ст. 64 ГК РФ:
— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
— в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Причем требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. Следует также учитывать, что кредиторам третьей и четвертой очередей выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Если в ходе налоговой проверки будут выявлены недоплаты по налогам, то они удовлетворяются в третью очередь.
Если ликвидируемому предприятию не хватает денежных средств на счетах для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ).
В случае если после продажи имущества (в том числе имущественных прав) у общества не хватает средств для удовлетворения кредиторов какой-либо очереди, то выплата производится пропорционально.
В соответствии с п. 6 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (п. 4 ст. 64 ГК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами, после проведения инвентаризации оставшегося имущества ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица на общем собрании учредителей простым большинством.
Государственная регистрация ликвидации
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
После завершения процесса ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются (п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ):
— подписанное заявителем заявление по форме № Р16001 (утверждена постановлением Правительства № 439);
— окончательный ликвидационный баланс;
— платежное поручение, подтверждающее факт уплаты государственной пошлины (в настоящее время — 800 руб., подп. 1 и 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений по индивидуальному персонифицированному учету.
Подпись заявителя удостоверяется в нотариальном порядке. Регистрирующий орган не вправе требовать никаких дополнительных документов, в том числе подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности из налогового органа).
На основании представленного пакета документов регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации ликвидации юридического лица и выдает (направляет) свидетельство по форме № Р15001 и выписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.
Регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации ликвидации юридического лица только в следующих случаях:
— представлены не все документы ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица либо документы оформлены не в соответствии с законодательством;
— документы, представляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, поданы до истечения двухмесячного срока с даты опубликования сведений о ликвидации юридического лица;
— в налоговом органе имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе требований по обязательным платежам);
— при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.
Законом № 129-ФЗ установлено, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 22).
Подытоживая сказанное, можно с уверенностью сказать, что процедура добровольной ликвидации в случае, если у общества имеется имущество для покрытия всех долгов, займет не менее 3,5 месяца, а если имущества не хватает, то с учетом судебных тяжб может затянуться на несколько лет.
Передача оставшегося имущества
Согласно п. 7 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Порядок распределения оставшегося имущества закреплен в ст. 58 Закона № 14-ФЗ. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:
— в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли;
— во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Расторжение трудовых договоров
При ликвидации юридического лица сохранение трудовых отношений становится невозможным.
Основанием для увольнения работников в данном случае должно служить решение о ликвидации юридического лица, принятое организациями или лицами, уполномоченными законом.
Параллельно с процедурой ликвидации должны быть решены все вопросы, связанные с прекращением трудовых договоров с работниками. При этом должны быть соблюдены все предусмотренные законом при увольнении в связи с ликвидацией организации процедуры.
Так, при принятии решения о ликвидации организации работодателю (председателю ликвидационной комиссии) необходимо произвести следующие действия.
1. Предупредить орган службы занятости населения об увольнении работников не позднее чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий (то есть до дня увольнения первого работника) и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования, условия оплаты труда каждого конкретного работника, например:
Общество с ограниченной ответственностью «Деловые люди»
Исх. от «___»______2010 г. № ____
Руководителю Центра занятости населения
ЦАО г. Москвы
Адрес:_______________________________
Настоящим сообщаем о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью «Деловые люди» на основании решения собрания учредителей ООО «Деловые люди», оформленного протоколом от 09.12.2009 № 1, и увольнении с 13 февраля 2010 г. следующих работников общества:
Сведения о высвобождаемых работниках в связи с ликвидацией ООО «Деловые люди»
№ п/п |
ФИО |
Образование |
Должность (профессия или специальность) |
Квалификация |
Средняя заработная плата, руб. |
1 |
Иванов Иван
|
Среднее профессиональное |
Мастер |
Специальная подготовка по специальной программе без требований
|
44 500 |
2 |
Воронцов Николай Николаевич |
Высшее профессиональное |
Начальник отдела рекламы |
Стаж работы от 3 лет |
56 300 |
3 |
Ворошилова Варвара Викторовна |
Высшее профессиональное |
Начальник отдела кадров |
Стаж работы от 5 лет |
41 300 |
Основание:
протокол собрания учредителей от 09.12.2009 № 1.
Генеральный директор П.П. Петров
ООО «Деловые люди»
2. Предупредить под расписку персонально каждого работника о предстоящем увольнении не позднее, чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ). Если работник отказывается поставить свою подпись под предупреждением об увольнении, составляется соответствующий акт.
На практике уведомление может быть выдано после принятия уполномоченным органом решения о ликвидации организации (вынесения решения судом).
Например:
Общество с ограниченной ответственностью «Деловые люди»
Мастеру производственного отдела
Иванову И.И.
УВЕДОМЛЕНИЕ
Уважаемый Иван Иванович!
Уведомляем вас о том, что на основании решения собрания учредителей ООО «Деловые люди», оформленного протоколом от 09.12.2009 № 1, ООО «Деловые люди» будет ликвидировано. Трудовой договор с вами от 18.04.2009 № 2 будет досрочно прекращен на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — ликвидация организации.
По истечении двух месяцев со дня получения настоящего уведомления сотрудники будут уволены на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере среднемесячного заработка.
О порядке расчета вы будете проинформированы своим непосредственным руководителем.
Сотрудник может расторгнуть трудовой договор до истечения срока настоящего уведомления. В этом случае в соответствии с ч. 3 ст. 180 ТК РФ ему будет выплачена дополнительная денежная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
В случае вашего согласия на увольнение до истечения срока уведомления просим сделать соответствующее письменное заявление.
Генеральный директор П.П. Петров
10 декабря 2009 г.
Ознакомлен:
__________ И.И. Иванов
Общество с ограниченной ответственностью «Деловые люди»
АКТ
Об отказе работника в расписке о получении уведомления
об увольнении в связи с ликвидацией организации
10.12.2009 № 5
Настоящий акт составлен в том, что мастер производственного отдела И.И. Иванов отказался расписаться в получении уведомления об увольнении в связи с ликвидацией организации.
Содержание уведомления было объявлено И.И. Иванову устно его непосредственным руководителем — начальником производственного отдела С.С. Сидоровым в присутствии мастера производственного отдела Ч.Ч. Чижика и менеджера по персоналу П.П. Пыжика, что подтверждается соответствующими подписями.
Приложение: уведомление от 10.12.2009
Акт составил:
Начальник отдела кадров В.В. Ворошилова
Факт отказа работника И.И. Иванова от расписки подтверждаю:
мастер производственного отдела Ч.Ч. Чижик
менеджер по персоналу П.П. Пыжик
3. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор по п. 1 ст. 81 ТК РФ до истечения двухмесячного срока предупреждения, если он одновременно выплачивает дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ).
4. При увольнении в случае ликвидации организации работнику выплачивается выходное пособие, а в ряде случаев сохраняется также средний месячный заработок на более длительный срок (ст.178 и 180 ТК РФ).
5. Издается приказ (приложение 3) с указанием даты и основания увольнения. С приказом работник должен быть ознакомлен под роспись. В случае отказа работника поставить свою подпись под приказом составляется соответствующий акт.
Поскольку процесс ликвидации организации занимает достаточно длительный период, увольнение работников должно производиться не ранее чем через два месяца после получения работниками уведомлений, но не позднее даты исключения организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
6. В день увольнения (последний день работы) с работником производится окончательный расчет, в том числе выплачивается компенсация за все неиспользованные отпуска, а также выдается трудовая книжка с внесенной записью об увольнении. При отказе работника получить трудовую книжку на руки составляется соответствующий акт. В этот же день по адресу места жительства работника направляется уведомление с предложением явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте.
7. Гарантии, предусмотренные законодательством для отдельных категорий работников (беременные женщины, одинокие матери, несовершеннолетние), при увольнении в связи с ликвидацией не применяются.