Минфин опубликовал проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 1 и 19 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“». Основные предлагаемые изменения можно охарактеризовать коротко: министерство хочет законодательно обязать компании отражать в контракте срок получения ими от нерезидентов валютной выручки и обеспечить гарантии возврата в Россию валюты, уплаченной в пользу нерезидентов.
Законопроект в Госдуму не внесен
Согласно действующей редакции ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) при внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои счета иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с указанными договорами (контрактами) за переданные нерезидентам товары (работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности). Заметим: Гражданский кодекс не обязывает прописывать срок расчетов именно в договоре.
Административная ответственность за нарушение названных сроков установлена в ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ: для должностных и юридических лиц штраф от трех четвертых до одного размера суммы незачисленных денежных средств. Если невозвращенная сумма превышает 30 млн руб., может последовать уголовная ответственность по ст. 193 УК РФ — лишение свободы на срок до трех лет.
Предложения Минфина
Финансовое ведомство предлагает дополнить ст. 19 Закона № 173-ФЗ ч. 4, устанавливающей, что при заключении внешнеторговых договоров, предусматривающих передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, резиденты обязаны указывать сроки получения от нерезидентов на свои банковские счета иностранной валюты и (или) валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договоров.
Если в контрактах закреплен ввоз на территорию поименованных товаров, работ, услуг и т.д., резиденты обязаны отражать в договорах сроки возврата денежных средств за не ввезенные на территорию РФ (не полученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Со стороны министерства такая инициатива понятна — финансовое ведомство заинтересовано в том, чтобы ограничить возможности по вывозу капитала из РФ. Но не противоречат ли такие ограничения принципу Гражданского кодекса о свободе договора?
Важна ли свобода договора?
В пункте 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ сказано, что физические и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. В пункте 5 ст. 3 Закона № 173-ФЗ закреплены, в частности, такие принципы, как исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов и обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Однако действующее законодательство позволяет ограничить свободу договора федеральным законом, если это необходимо, в частности, для защиты безопасности государства. Об этом говорится в абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ.
Кроме того, Гражданский кодекс устанавливает приоритет норм Закона № 173-ФЗ над общими нормами Кодекса (п. 2 ст. 140, ст. 141 и п. 3 ст. 317 ГК РФ). В нем сказано, что случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории РФ определяются законом или в установленном им порядке.
Виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются Законом № 173-ФЗ. Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории РФ по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке.
Исходя из этого Закон № 173-ФЗ все же может содержать императивные указания в части обозначения во внешнеторговых контрактах сроков получения от нерезидентов денежных средств.
Эффективность поправок
Если о невозврате валютной выручки говорить как о способе вывода капитала из страны, то предлагаемая мера, на наш взгляд, вряд ли решит проблему.
Допустим, срок возврата будет указываться во всех договорах. Но ничто не мешает сторонам договора изменить его. Заключив дополнительное соглашение об изменении сроков оплаты, организация может либо оспорить привлечение к ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ в суде, либо избежать его вовсе.
Например, при наличии соглашения об изменении сроков общество доказало, что в его действиях нет состава правонарушения в виде невыполнения обязанности по поступлению валютной выручки в срок, указанный в договоре (постановление ФАС Московского округа от 05.07.2006, 11.07.2006 № КА-А40/6167-06).