Власти Пензенской области готовят корректировки генпланов городов для решения транспортной проблемы. Они просчитали уже, что простое наращивание протяженности улично-дорожной сети (УДС) не только не снижает транспортную нагрузку в городах, а, напротив, увеличивает ее, особенно в центральной части города. Причина — в недостаточности пропускной способности УДС, нехватке парковок, потере времени из-за заторов во время движения. Так за три года до празднования 350-летия города Пензы губернатор Пензенской области Василий Бочкарев обозначил транспортную проблему.
Разработка проектной документации по реконструкции дорожно-уличной сети Пензы — одно из ключевых направлений подготовки к юбилею города. Что делается сейчас?
По словам В. Бочкарева, есть комплекс проблем: «дефицит сети магистральных улиц, хроническое отставание дорожно-мостового строительства от реальных потребностей, низкая плотность уличной сети местного значения в районах массовой жилой застройки, дефицит машино-мест для хранения легковых автомобилей жителей города, обострение проблемы массового выезда населения на загородный отдых, в дачные массивы в выходные и праздничные дни, а также низкий уровень технико-эксплуатационных показателей УДС, дорожно-мостовых сооружений, своевременной очистки дорожных покрытий от снега, борьбы со скользкостью на дорогах в зимнее время, осуществления поливомоечных и уборочных работ».
Губернатор отметил, что в текущем году заканчивается разработка плана организации дорожного движения в Пензе, на основании которого будет разработан проект, включающий автоматизированную систему управления дорожным движением и оптимизацию транспортных потоков. «В настоящее время в соответствии с утвержденной на 2010 г. долгосрочной целевой программой „Безопасность дорожного движения и развитие сети дорог общего пользования местного значения в границах городского округа г. Пензы на 2010—2013 гг.“ ведутся работы по переоборудованию 59 светофорных объектов дорожными контроллерами нового образца, — отметил глава региона. — Контроллеры позволят организовать единую систему автоматизированного управления дорожным движением. После ввода в эксплуатацию данная система обеспечит координированное управление работой светофорных объектов из центрального диспетчерского пункта и возьмет на себя функцию „зеленая волна“ на основных магистральных дорогах города (просп. Строителей — ул. 8 Марта — ул. Суворова, просп. Победы — ул. Коммунистическая — ул. Луначарского — ул. Чаадаева)». Ввод в эксплуатацию системы запланирован на I квартал 2011 г.
К 350-летию Пензы будет проведена полномасштабная реконструкция основных дорожных магистралей города, построены подземные и надземные переходы, мост через реку Суру, реконструирован Свердловский мост, создан транспортный коридор «Север — Юг», соединяющий аэропорт и федеральную трассу М-5 «Урал» и способствующий оптимизации дорожного движения. Программу развития улично-дорожной сети города разработал Саратовский филиал ГипродорНИИ.
Из 11 млрд руб., выделенных на подготовку к юбилею, более половины пойдет на реконструкцию улично-дорожной сети. «Доминантой реконструкции является формирование транспортного коридора „Север —Юг“: от аэропорта до трассы М-5», — дал стратегическую установку глава администрации Пензы Роман Чернов. В 2010 г. в городе было выделено около 257 млн руб. на ремонт УДС, мостов и ограждений. На эти средства отремонтировали 256 000 кв. м дорожного покрытия в рамках долгосрочной целевой программы «Безопасность дорожного движения и развитие сети дорог общего пользования местного значения в границах городского округа города Пензы на 2010—2013 гг.». Работы велись на улицах Володарского, Урицкого, Кирова, Советской, Карпинского, Подлесной, Окружной, Воронова, Российской, Циолковского, Титова, Лядова, автодороге в поселок Нефтяник, проспекте Строителей, кольцевых развязках улиц Стасова и Тернопольской. Кроме того, 46 000 кв. м пришлись на улицу Строителей. Сейчас в городе нанесено 44 800 кв. м дорожной разметки на всех основных дорогах с движением общественного транспорта, на работы было затрачено свыше 7 млн руб.
До нормативного уровня поднят 181 коммуникационный колодец, устранено 42 просадки после производства земляных работ при ремонте, прокладке и реконструкции подземных инженерных сооружений и коммуникаций. «ООО „АБЗ №1“ провело ремонт дорожного полотна на улицах Московской, Урицкого, Бакунина, Карпинского, Мичурина, Подлесной, Богданова, Окружной, Воронова, Российской, Мира, Ленинградской, кольцевые развязки с улицы Стасова, Тернопольской, на проспекте Строителей и перекрестке Ново-Тамбовской — Краснова. Работы по текущему содержанию улично-дорожной сети осуществляет МУП „Пензадормост“». В осеннее-зимний период были заделаны аварийные ямы и выбоины: щебнем — 2420 кв. м и битым кирпичом — 988,7 кв. м (улицы Чаадаева, Терновского, Мира, Дзержинского, Карпинского, Захарова и др.), асфальтобетонной смесью — 4901,2 кв. м (улицы 40 лет Октября, Кривозерье, Ленина, дорога на с/х «Заря» и др.), нефтяным битумом — 1211,1 пог. м (улица Окружная). Такие данные привело МУ «Департамент ЖКХ города Пензы».
Пензенцы в ожидании запланированного ремонта центральной улицы — Московской. С проезжей части Арбата уберут инженерные сети, а улицу после завершения работ сделают пешеходной. Предполагается строительство подземных и надземных автостоянок. Администрация Пензы уже выделила землю под многоуровневые парковки. В 2011 г. начнется их строительство. С января следующего года приступят к активной работе по освобождению дворов от брошенного транспорта: мэрия уже закупила эвакуаторы.
В весенне-летний период 2011 г. 393 млн руб. из федерального бюджета получит Пенза по программе «Новые дороги городов России». Как сообщил глава администрации города Р. Чернов, 2/3 средств пойдут на софинансирование мероприятий по модернизации или капитальному ремонту внутриквартальных и внутридворовых территорий. 5% от предоставленной федеральном центром суммы внесет Пенза на условиях софинансирования. Как отметил Р. Чернов, сейчас перед депутатами городской Думы поставлена задача определить, какие микрорайоны и конкретные дворы требуют срочного ремонта. Помимо этого должна быть решена проблема создания придомовых парковок. Парламентарии Пензы должны завершить обсуждение к апрелю 2011 г. Всего с 2007 по 2009 г. в Пензе уже капитально отремонтировано более 2 млн кв. м УДС города. При этом в нынешнем году в городе было закуплено и установлено 1200 дорожных знаков на сумму 2,82 млн руб. и три новых светофорных объекта на сумму 1,75 млн руб.
Василий Бочкарев,
губернатор Пензенской области
В области нужно:
- запретить строительство офисов и ограничить строительство крупных комплексов в центрах городов области и в других напряженных транспортных зонах;
- определить зоны в городах, куда следует ограничить въезд транспорта в дневное время и приступить к разработкам проектов по освоению подземного пространства.
Факты
- В этом году Пенза вошла в десятку российских городов, дороги которых признаны наиболее безопасными. По рейтингу безопасности Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» Пенза заняла седьмое место после Тюмени, Новосибирска, Воронежа, Омска, Липецка и Рязани, где индекс ДТП не превысил 25 (чем выше индекс, тем опаснее дороги).
- Подготовка к юбилею набирает ход: в городе будет модернизирована система здравоохранения и образования, будут проведены масштабные мероприятия по благоустройству. Преобразившаяся Пенза получит после реконструкции шесть исторических памятников, зоопарк, цирк, городской центр культуры и досуга, парк «Олимпийский», а также построенные Спасско-Кафедральный собор, современную школу в Ахунах и площадь между улицами Суворова и Пушкина, на которой возведут современный киноконцертный зал и филармонию. К 350-летию будут построены Ледовый дворец и Интернет-дворец, 14-этажная библиотека и Дворец бракосочетаний. И это впечатляет. Везде бы так…