(Окончание. Начало смотри здесь же:
Проект «Сколково» набирает силу. Дан старт созданию исследовательских центров, лабораторий, формированию современной инфраструктуры, поиску и подбору кадров наивысшей квалификации. Завершается разработка необходимой законодательной базы, предусматривающей невиданные льготы. Есть политическая и партийная поддержка на высшем уровне. Не прекращается активная пиар-кампания в России и за рубежом. Нет, однако, главного – соответствующей «сверхзадумке» системной государственной стратегии развития инновационного типа.
Спрос рождает предложение
Высокоразвитые страны мира находятся сегодня на начальном этапе становления постиндустриального общества, формируя «экономику знаний» с доминирующим наукоёмким производством, в соответствии с возможностями которого гарантировано удовлетворение материальных и интеллектуальных потребностей населения в целом.
Россия же всё ещё далека даже от создания современного индустриально-технологического общества, способного удовлетворять, в частности, материальные потребности граждан на гарантированном среднеевропейском (среднемировом) уровне всесторонне развитой индустриальной стадии.Высокий и высочайший уровень жизни «новорусского» меньшинства не в счёт – он, скорее, «за счёт» невысокого качества жизни основной массы россиян, следствие несправедливой системы перераспределения произведённого общественного дохода.
Логика цивилизационного развития определяет объективный спрос мирового (постиндустриального) рынка на российских учёных и передовые российские научные и технологические достижения - не востребованные или недостаточно востребованные на индустриальной стадии, но вполне соответствующие требованиям и запросам постиндустриальной стадии, а также на российские энергоресурсы и продукцию первичной переработки.
В этом одно из конкурентных стратегических преимуществ, обеспечивающих реализацию в России двух взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимно дополняющих друг друга процессов: последовательного формирования элементов постиндустриального общества на основе объективно складывающихся научно-технологических предпосылок и одновременного осуществления в кратчайшие сроки полноценной современной индустриализации российской экономики (завершения индустриальной стадии развития в целом).
Такой подход, в частности, предполагает незамедлительное (параллельное) привлечение – в строго очерченных, обоснованных масштабах – иностранных компаний к участию в комплексной модернизации отраслей, выпускающих товары народного потребления, перерабатывающих сельхозпродукцию, оказывающих строительные и прочие услуги населению, формирующих инфраструктуру. Цель очевидная – дать людям возможность ощутить реальные плоды преобразований, поверить, что предпринимаемые действия обеспечивают долгожданный поворот к лучшему. Что достойный уровень жизни в возрастающей степени зависит от эффективного труда большинства россиян, а не от заботливой власти и зарубежной помощи.
Следовательно, разработка системной общенациональной государственной политики всесторонней модернизации должна предусматривать не только чётко определённые приоритеты и ориентиры (чего, к сожалению, пока нет). В её основе – одновременная реализация взаимодополняющих друг друга программ – долгосрочной стратегии (инновационного) экспорта на уровне высших мировых стандартов и высших мировых цен (сотрудничество для будущего) и ограниченной целесообразными временными рамками тактики (технологического) импорта для массового производства продукции внутреннего потребления на уровне средних мировых стандартов (сотрудничество сегодня).
Плацдармы будущего
В повестку дня необходимо включить активное создание международных научных и технологических центров с российским участием, прежде всего, за рубежом – как адекватную реакцию на спрос «там», рождающий наши предложения для реализации «у них».
В этом – одно из важнейших направлений стратегического сотрудничества на уровне высших мировых стандартов, последовательного формирования в России системных основ постиндустриальной стадии развития.
Речь должна идти об активном участии в международных проектах в области фундаментальных и прикладных научных исследований, новейших технических и технологических разработок. Об участии России в любых конкурентных проектах с авторством российских учёных и специалистов, направленных за рубеж в совместные центры. О её праве быть собственником или совладельцем полученных результатов, создающих задел не только для мировой и российской науки, но и для производства товаров и услуг в соответствии с требованиями и возможностями постиндустриальной стадии. О праве единолично или совместно владеть компаниями для реализации таких разработок и участвовать в прибыли, независимо от страны внедрения. И т.д.
Политика обоснованных действий «на опережение», государственной поддержки интеллектуального экспорта должна в том числе предусматривать не только возвращение россиян из «творческих командировок», но и выкуп для них лабораторий для продолжения работы в России. Или, напротив, возможность продолжения такой деятельности за рубежом. Естественно, предварительно должны быть оговорены и согласованы все варианты сотрудничества и возможные последствия.
Реальная потребность в инновационном продукте, в постоянных преобразованиях возникает в стабильной, сбалансированной, конкурентной экономике, функционирующей как надёжно отлаженный механизм. В противном случае происходит имитация модернизации, единственный «успех» которой – «распил» (как способ безусловного освоения) миллиардов финансовых средств. И не только «утечка мозгов», но и вывоз капиталов, отсутствие крупных, долгосрочных иностранных инвестиций в отечественную экономику убедительно свидетельствуют о необходимости серьёзной корректировки проводимого курса.
Инновационная экономика создаётся не случайными «кавалерийскими наскоками», а поступательным развитием наукоёмких производств по всему спектру жизнедеятельности общества. Такие научно-производственные комплексы не только востребуют передовые разработки как важнейшее условие своей конкурентоспособности и перспективности, но по своей природе сами активно воспроизводят «новое знание». Они призваны не только выпускать наукоёмкую продукцию, но и способствовать превращению самой науки в производительную силу общества.
Наука и производство становятся двумя сторонами одной медали, органично взаимодействуя, взаимно дополняя друг друга. Формируют своеобразную синергетическую систему, результатом чего является более высокий общественный эффект, чем взаимодействие науки и производства на индустриальной стадии. На индустриальной стадии наука и производство сосуществуют, на постиндустриальной стадии – взаимопроникают, дополняют друг друга, образуя неразделимое, единое целое.
О «стратегии экспорта» и «тактике импорта»
Значимым компонентом «стратегии экспорта» должна стать также комплексная модернизация ресурсодобывающих и перерабатывающих предприятий с привлечением (по мере необходимости) крупнейших мировых компаний, владеющих передовыми достижениями, эффективными и экономичными технологиями и производствами постиндустриальной стадии (ресурсо- и энергосберегающими, с максимальной глубиной переработки, экологически чистыми, малоотходными и т.д.).
Доходы от дополнительно добытого сырья и дополнительно произведённого продукта (по технологиям постиндустриальной стадии) могли бы стать важной составляющей взаиморасчётов с иностранными партнёрами. Возникает ещё один ожидаемый позитивный фактор – комплексное освоение прилегающих территорий (сферы жизнедеятельности и жизнеобеспечения) с использованием современных индустриальных и постиндустриальных технологий.
Что касается «тактики импорта», она должна предусматривать ускоренную модернизацию отраслей, выпускающих продукцию (товары и услуги) для населения, формирующих инфраструктуру и т.д. Содействие иностранным и отечественным компаниям в перемещёнии на российский рынок или закупках предприятий и технологий индустриальной (постиндустриальной) стадии – конкурентных либо теряющих конкурентность за рубежом, но более эффективных в сравнении с российскими аналогами и обеспечивающих массовое производство доступных населению товаров и услуг на уровне средних мировых стандартов. Модернизацию и создание предприятий следующих поколений, соответствующих стандартам и параметрам постиндустриальной стадии и органично встраиваемых в систему международного разделения труда (завершение проекта).
(Более подробно о «стратегии экспорта» и «тактике импорта» смотри здесь же в статьях: «Dream team по-российски» - 01.07.2010; «Россия: рецессия или развитие» - 05.10.2010 и др.).
В предлагаемой модели есть не только российский аспект. Это, скорее, возможный вариант международного сотрудничества, пример комплексного подхода к совместному решению глобальных проблем (международной безопасности, экономического развития, совместных научно-технических и историко-культурных проектов, гуманитарной помощи и т.д.). У каждого государства есть достижения, представляющие интерес для мирового сообщества. Равно как и трудности, которые сложно, а, зачастую, нецелесообразно и даже невозможно преодолевать вне взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и народами.
Вместо заключения
Напоследок ещё немного заставляющей «напрячься» информации по обсуждаемой теме.
«Единая Россия» выступила с инициативой об изменении программы обучения в старших классах средних школ. Речь идёт о введении преподавания предметов, связанных с патриотическим воспитанием, за счёт сокращения числа традиционно изучаемых дисциплин или даже их объединения.
А как сообщают в Генеральной прокуратуре, за два последних года число подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации общеобразовательных учреждений в стране уменьшилось с 57 до 50 тысяч. Отсутствуют единые правила приёма учеников, что провоцирует коррупцию. Практикуются дополнительные конкурсы и отборы, требование не предусмотренных законом документов. Сделан вывод, что в России нарушен принцип бесплатности и доступности образования (INFOX.ru).
Фактически речь идёт о нарушении конституционных прав граждан. И о действиях официальных органов, безусловно противоречащих призывам к вложениям в человеческий капитал и политике всесторонней модернизации.
Ситуация складывается весьма тревожная. Особенно в свете далеко не однозначного отношения в обществе к продолжающейся в настоящее время дискуссии по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и принятому в мае 2010 года Закону о реформе финансирования бюджетных (государственных и муниципальных учреждений), отсутствия обещанных к осени отвечающих современным требованиям образовательных стандартов и прочих обязательных критериев.
По этой причине обеспокоенный комментарий председателя Высшей аттестационной комиссии (ВАК) академика Михаила Кирпичникова о катастрофической ситуации, сложившейся в российской аспирантуре, уже не представляется неожиданным и чем-то из ряда вон выходящим.
Конечно, всегда можно перевести разговор на актуальность повышения качества образования всех ступеней. Вспомнив при этом название одной из ленинских статей – «Лучше меньше, да лучше». Но парадоксальный, на первый взгляд, вывод, всё равно следует с неизбежностью: чем меньше в стране образованных людей (и количественно, и качественно), тем меньше из неё «утечёт мозгов»! Вот и (вольное или невольное) решение проблемы в конкретно прогнозируемые сроки и с минимизацией затрат. Возможно, Минобрнауки при этом решает свои, ведомственные, задачи. Но мультипликативный эффект со знаком «минус» с точки зрения общественных интересов – очевиден. Здесь, как говорится, не до шуток, и вряд ли граждане согласятся с подобным вариантом. Хотя бы потому, что это означает – и в самой России умных людей будет становиться (а также оставаться) всё меньше и меньше…
И всё же видеть действительность только в чёрном цвете – дело неблагодарное, неблагородное, да и надоевшее изрядно. К тому же пессимисты – это зачастую на самом деле хорошо информированные оптимисты. Полезно помнить, что шанс и надежда на лучшее всегда сопутствуют здоровому скептицизму и позитивному мышлению.
Разумеется, при условии, что российское общество найдёт в себе силы и способность разглядеть, что стакан ещё наполовину полон, а не уже наполовину пуст.