Сегодня вечный Бог рождается во времени, Бесплотный облекается плотью, Тот, Кто за пределами смерти, входит в область смерти, сегодня начинается крестный путь Господень; сегодня является нам жертвенная божественная Любовь...
Весь путь жизни Господней является не чем иным, как исполнением этой заповеди о любви, которая не знает ни границ, ни предела, той любви, которая свою жизнь отдает за друзей своих.
Но за друзей ли одних? Кто был другом Господним, когда Он родился, кто дал приют Матери, ожидающей Ребенка, и сопровождающему их Иосифу? Выкинутые из человеческого селения, они нашли себе обиталище только среди зверей; и так в течение всей жизни Христовой: когда в завершение Его пути израильский народ, человечество, исключит Его из града людей, останется Ему только умереть одинокой смертью на Голгофской горе.
Тропарь праздника:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе!
Путь, начатый Господом «ради друзей своих», есть путь любви, но кто такие эти друзья? Враги — это не те, кто нас ненавидит, это те, которых мы по безумию, по слепоте сердца и отуманенности ума называем врагами; Христос врагов не знал. Все люди, которых Слово Божие призвало к бытию, были Его братья и сестры, были возлюбленные Божии дети, которые потеряли свой путь и которых Он пришел взыскать.
Он Сам дал нам образ, когда сказал, что добрый пастырь оставляет 99 овец, чтобы идти на розыски одной заблудившейся, потерянной овцы. Так и по отношению к нам: тех людей, которые называют себя врагами Христа, Христос признает за Своих братьев и сестер, за детей живого Бога, Чьим Сыном Он является. «Он врагов не знает, для Него нет врагов; и поэтому за всех и ради всех Он становится человеком, за всех и ради всех Он живет изо дня в день, отдавая все силы тела и души; и наконец, за всех и ради всех после Страстной седмицы, после страшной Гефсиманской ночи, после издевательств, поругания, после того, как Он был предан близким учеником, оставлен другими, Христос умирает на кресте за всех и ради всех...»
И если мы — Христовы, то мы должны научиться в эту сегодняшнюю торжественную ночь этому Христову пути; сегодня можем мы покаянием, то есть переменой мысли и сердца, войти в путь Христов, можем новыми глазами осмотреться и с изумлением увидеть, что нет у нас врагов, а есть только дети Божии заблудшие, к которым нас посылает Господь жить и, если нужно, умирать, чтобы они ожили во веки веков.
Вот о чем говорят нам жизнь, смерть Христовы, вот о чем нам говорит сегодня Рождество, то есть рождение живого Бога человеческой плотью.
Разве мы не обернемся к каждому, кто вокруг нас, с подобной любовью, разве мы можем перед лицом Воплощения Христова иначе отнестись к людям, чем Сам Бог, ставший человеком? Заповедь новую Он нам дает, новую тем, что не только Он нас призывает любить, но призывает любить и друзей и врагов, призывает любить всех, и такой мерой любви, которая называется «положить жизнь свою за друзей своих»; признать друзьями тех, кто тебя другом не признает, жить для них изо дня в день, а если нужно — ради них умереть, с последней молитвой на устах: Господи, прости им: они не знают, что творят!
Митрополит Антоний Сурожский