В доход от реализации сельхозпродукции не включается доход, полученный от перепродажи закупленного товара. В декабре 2003 г. лимит дохода, позволяющий перейти на ЕСХН, определялся по сведениям за 9 месяцев 2003 г.
(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.01.2009 по делу N А32-4908/2008-13/83)
Предприятие помимо сельхоздеятельности занималось покупкой и перепродажей товаров и разницу между ценой покупки и продажи (наценку) этого товара включило в доход, который учитывается при определении 70%-ного барьера для применения ЕСХН.
Инспекция при проверке указала, что этот доход нельзя включать в доход от сельхозпродукции, и решила, что предприятие неправомерно перешло на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку его доход от реализации сельхозпродукции за 9 месяцев 2003 г. составил менее 70%. Проверка закончилась доначислением налогов по общему режиму налогообложения.
Предприятие не согласилось с налоговым расчетом доли дохода от сельхозпродукции. По его мнению, она должна исчисляться с учетом дохода, полученного от перепродажи товара.
Рассматривая дело, арбитражный суд занял позицию налогового органа. Статья 346.2 НК РФ в редакции ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 147-ФЗ) разрешала перейти на уплату ЕСХН только сельхозпроизводителям, отвечающим критериям, установленным данной статьей. В частности, доход от реализации произведенной ими сельхозпродукции должен составлять не менее 70%. Включение сумм наценки в этот доход привело к его завышению.
Судьи отклонили довод предприятия о том, что Закон N 147-ФЗ вступил в силу только с 1 января 2004 г., поэтому в проверяемом периоде правомерность применения ЕСХН должна проверяться на основании сведений о выручке, полученной от реализации сельхозпродукции за предшествующий календарный год, а не за 9 месяцев (ст. 346.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 193-ФЗ).
При этом судьи отметили, что ст. 2 Закона N 147-ФЗ действует со дня официального опубликования данного Закона, а именно с 18 ноября 2003 г. Поскольку заявление о переходе на спорный спецрежим предприятие подало 15 декабря 2003 г., оно должно было руководствоваться положениями ст. 346.2 НК РФ в редакции Закона N 147-ФЗ.
Поэтому налогоплательщики, подавшие в декабре 2003 г. заявление о переходе на ЕСХН, исчисляют долю дохода от реализации сельхозпродукции по сведениям за 9 месяцев 2003 г. без учета дохода, полученного от деятельности по перепродаже товаров.
Доходы по ЕСХН уменьшаются на остаточную стоимость амортизируемых основных средств со сроком полезного использования от пяти до семи лет
(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.02.2009 N Ф04-562/2009(20516-А03-29))
Налоговая инспекция провела выездную проверку общества и доначислила ЕСХН, пени и штрафные санкции. Основанием налоговых начислений стало исключение из состава расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН, остаточной стоимости основных средств (скота).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным налогового решения, которое было признано незаконным.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ налоговая база по ЕСХН уменьшается на сумму расходов, затраченных на приобретение основных средств.
Удовлетворяя исковые требования заявителя, судьи сослались на Классификацию основных средств, включаемых в амортизируемые группы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Согласно данной Классификации рабочий, продуктивный и племенной скот относится к основным средствам амортизируемой группы со сроком полезного использования от пяти до семи лет. При этом конкретный срок использования определяется налогоплательщиком самостоятельно. Следовательно, спорные расходы относятся к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по ЕСХН.
Таким образом, остаточная стоимость амортизируемых основных средств, срок полезного использования которых от пяти до семи лет, включается в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН.