В ст. "Президент помог «упрощенно" мы рассказывали о законопроекте, реализующем идею президента установить с нового года малому бизнесу, работающему на упрощенной системе налогообложения в производственной и социальной сферах, менее высокие ставки социальных платежей. С тех пор проект согласован в правительстве, спешно 21 декабря принят Госдумой сразу в трех чтениях и стал доступен для широкого прочтения. Остановимся на его деталях. Возможно, они порадуют часть нашей читательской аудитории накануне новогодних празднеств.
Напомним, что законопроект предлагает поднять ставки платежей с фондов оплаты труда для производственных и социально нагруженных малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налоги по УСН, не до 34%, как остальным, а до 26% на два предстоящих года. Для этого вносятся поправки в ст. 58 Закона о страховых взносах (от 24.07.2009 № 212-ФЗ) и в ст. 33 Закона об обязательном пенсионном страховании (от 15.12.2001 № 167-ФЗ).
Длинные «поминальники» и писать, и читать трудно, но читателям, думаем, важно знать, какие занятия попали под названную льготу. Назовем их все:
-
производство пищевых продуктов;
-
производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
-
текстильное и швейное производство;
-
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
-
обработка древесины и производство изделий из дерева;
-
химическое производство;
-
производство резиновых и пластмассовых изделий;
-
производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
-
производство готовых металлических изделий;
-
производство машин и оборудования;
-
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
-
производство транспортных средств и оборудования;
-
производство мебели;
-
производство спортивных товаров;
-
производство игр и игрушек;
-
научные исследования и разработки;
-
образование;
-
здравоохранение и предоставление социальных услуг;
-
деятельность спортивных объектов;
-
прочая деятельность в области спорта;
-
обработка вторичного сырья;
-
строительство;
-
техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
-
удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
-
вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;
-
предоставление персональных услуг;
-
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
-
производство музыкальных инструментов;
-
производство различной продукции, не включенной в другие группировки;
-
ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
-
управление недвижимым имуществом;
-
деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
-
деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
-
деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
-
деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;
-
деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий...
Глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина сдержала обещание, что перечень будет обширным, а торговле и финансовой деятельности в нем не место. Тем не менее вопросы к списку возникают. Например, почему в нем нет места для малых «чудаков», занимающихся добычей полезных ископаемых? Их немного, но они есть. Наверное, было бы приятно увидеть себя в списке немногим МП, плавящим металлы, производящим кокс и нефтепродукты. Впрочем, наличие в нем строчки «производство различной продукции, не включенной в другие группировки» оставляет огромный простор для надежд. А индивидуал-таксист подпадает под вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность, раз уж, скажем, производство игрушек прописано отдельно? Или чем отличаются учреждения клубного типа от собственно клубов — имеются в виду дневные и ночные заведения? Необычно видеть в перечне библиотеки, архивы, музеи, ботанические сады и заповедники, как правило, находящиеся в государственной или муниципальной епархии.
Но если задавать все вопросы, можно дойти и до самого крамольного: чем, допустим, малое предприятие по пошиву тапочек на ЕНВД хуже МП по пошиву тапочек на УСН? Или «вмененщиков» скоро всех «упростят»?
Далее. Те, кто нашел себя в перечне, должны учесть, что соответствующий вид деятельности признается основным, если доля доходов от него составляет не менее 70%. И если по итогам отчетного периода основной вид экономической деятельности не соответствует заявленному, организация или индивидуальный предприниматель лишается права применять льготные тарифы страховых взносов с начала отчетного периода, их сумма восстанавливается и уплачивается в бюджет Пенсионного фонда вместе с пенями.
Тарифы страховых взносов в 2011 и 2012 гг. устанавливаются следующие: в ПФР — по 18%, в ФСС — по 2,9%, в Федеральный фонд ОМС — 3,1 и 5,1% соответственно годам и в территориальные фонды ОМС — 2 и 0%. Полезно также заглянуть в представленную табличку.
Еще из приятного для бизнеса. В финансово-экономическом обосновании законопроекта сказано, что льготные ставки страховых платежей для «упрощенцев» обойдутся бюджету в 78,48 млрд руб. в 2011 г. и 86,42 млрд — в 2012-м. Вице-премьер министр финансов Алексей Кудрин оценивал этот дар суммой раза в четыре меньше. Впрочем, по определению у главного финансиста страны с арифметикой должно быть лучше, чем у депутатов.
Тариф страховых взносов в ПФР для МП и индивидуальных предпринимателей — субъектов законопроекта
Период страхового
|
Тариф
|
На финансирование
|
На финансирование
| |
Для лиц
|
Для лиц
| |||
2011—2012 гг. |
18% |
18% |
12% |
6% |