Совокупный капитал институтов развития (ИР) в нашей стране составил около 1,2 трлн руб. Большинство из них, отмечали участники VIII конгресса «Региональные институты развития и инвестиционная привлекательность регионов», организованного «Эксперт РА», находится в столице. Результаты работы некоторых ИР почти не видны, а их деятельность трудно назвать прозрачной.
На федеральном уровне сейчас действуют, в частности, ВЭБ, Фонд РЖС, АИЖК, Фонд ЖКХ, а в субъектах Федерации — региональные отделения этих структур и собственно региональные ИР. Доминирующая роль в такой структуре из трех звеньев принадлежит федеральным ИР, доля которых около 70%.
По сравнению с зарубежными аналогами капитализация российских ИР недостаточно высока. Для выхода на средний уровень развитых стран она должна быть доведена до уровня 5—6% ВВП.
Объем средств, которым располагают собственно институты развития регионального уровня, на начало 2010 г. составлял скромные 83,25 млрд руб. При этом около 41% совокупных средств ИР приходилось на девять регионов-лидеров: Татарстан, Московскую, Липецкую, Калужскую, Томскую области, столицу, Санкт-Петербург, Красноярский край и Якутию.
По абсолютным размерам привлеченных ресурсов ИР на первом месте находится Татарстан. А по доле от валового регионального продукта и среднедушевому показателю (сумме средств ИР к населению) лидерами списка стали Калужская и Липецкая области. Наиболее распространенными структурами среди ИР «третьего этажа» являются фонды поддержки МСБ.
По мнению участников конгресса, отдача от ряда институтов развития, в частности «Роснано» и Российской венчурной компании, практически незаметна в масштабах всей экономики. Для повышения качества работы ИР необходимо значительно расширить масштабы деятельности более эффективных институтов (в том числе за счет перераспределения части ресурсов), повысить прозрачность и оперативность принятия решений. Надо также упростить принципы работы институтов развития и наладить координацию их деятельности как на региональном, так и на федеральном уровне.