Завершая обсуждение проекта новой редакции Гражданского кодекса, коснемся некоторых новелл, внесенных в разделы «Международное частное право» и «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
В настоящее время на сайте Высшего арбитражного суда размещены проекты изменений в разделы I, II, III, VI и VII Гражданского кодекса. Поправки, внесенные в три из них, мы уже обсуждали (см. ст. "Организационно-правовых форм станет меньше, а уставные капиталы увеличатся", "Вещное право: усиление защиты владения" и "Новеллы обязательственного права: конкретизация, свобода, добросовестность").
В этом номере речь пойдет о некоторых новеллах разделов VI «Международное частное право» и VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
Ответственность активного нерезидента
Статья 1202 ГК РФ определяет личный закон юридического лица. По общему правилу таким законом считается право страны, где оно учреждено.
В пункте 2 этой статьи приведен перечень вопросов, регулируемых личным законом юридического лица. Перечень дополнен подп. 9, в нем говорится об ответственности учредителей и участников юрлица по его обязательствам.
В статью 1202 введен п. 4, предусматривающий исключение из общего правила, когда учрежденное за границей юридическое лицо регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории России. В этом случае к требованиям об ответственности по обязательствам юрлица его учредителей, участников, других лиц, которые вправе давать обязательные для этого юридического лица указания, иным образом имеют возможность определять его действия, применяется российское право либо по выбору кредитора личный закон такого юридического лица.
Как видим, новелла устанавливает приоритет российского законодательства и исходит из интересов кредиторов.
Международный аспект вещного права
Обсуждая новую редакцию раздела II ГК РФ, мы обращали внимание на множество новелл о вещном праве.
Сейчас отметим ст. 1205 и новую ст. 1205.1 ГК РФ раздела VI ГК РФ. В первой закреплено, что право собственности и иные вещные права на недвижимое и движимое имущество, их осуществление и защита определяются по праву страны, где имущество находится.
А в ст. 1205.1 ГК РФ установлено, что правом, применяемым к вещным правам, определяются, в частности:
-
виды объектов вещных прав, в том числе принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам;
-
оборотоспособность объектов указанных прав;
-
их виды;
-
содержание;
-
возникновение и прекращение, в том числе переход права собственности;
-
осуществление;
-
защита.
Приведенная новелла будет иметь большое практическое значение для тех, кто совершает с иностранными лицами сделки, связанные с вещными правами, или сделки в отношении имущества за границей.
Сайт как объект права
Переходя к обсуждению новой редакции раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» ГК РФ, прежде всего обратим внимание на новеллы, посвященные Интернету. Необходимость гражданско-правового регулирования отношений, связанных с ним, очевидна.
В пункте 2 ст. 1260 ГК РФ дано определение понятия «интернет-сайт». Таковым является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных так, чтобы они могли быть размещены в Интернете. Из новой редакции этого пункта также следует, что интернет-сайт в целях регулирования интеллектуальных прав отнесен к составным произведениям. Автору сайта будет принадлежать авторское право на подбор или расположение материалов (составительство).
Отметим, что в проекте данного раздела разработчики не сочли необходимым определить понятие «Интернет». Действующее законодательство также не дает развернутого определения. Суды при рассмотрении споров вынуждены восполнять пробел.
Так, из постановления Президиума ВАС РФ от 16.01.2001 № 1192/00 следует, что Интернет представляет собой объединение компьютеров, соединенных друг с другом посредством телефонной либо иной связи. С помощью Сети можно передавать, получать информацию с одного компьютера на другой, обмениваться информацией.
По нашему мнению, приведенное определение затрагивает только технический аспект Интернета и не учитывает его связь с интеллектуальными правами. Поэтому при дальнейшей работе над проектом раздела VII ГК РФ разработчикам следовало бы подумать о необходимости дать определение понятия «Интернет».
Ответственность провайдера
Новая ст. 1253.1 ГК РФ определяет особенности гражданско-правовой ответственности интернет-провайдера. Таковым признается лицо, осуществляющее действия по передаче материала в Интернет или по размещению материала в Сети (хотя, по нашему мнению, с технической точки зрения такое определение интернет-провайдера слишком узко, поскольку провайдеры также предоставляют доступ в Интернет для юридических и физических лиц).
При передаче материалов в Интернете провайдер не несет ответственности за нарушения интеллектуальных прав, произошедшие в результате передачи, если:
-
не изменяет указанный материал после его получения, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;
-
не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицом, инициировавшим передачу материала, неправомерно.
При оказании услуг по размещению материалов в Интернете провайдер не несет ответственности за нарушения интеллектуальных прав, если:
-
не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащегося в таком материале, неправомерно;
-
при получении письменного заявления третьего лица о нарушении интеллектуальных прав своевременно принял меры, направленные на устранение последствий нарушения и предусмотренные федеральным законом об интернет-провайдерах.
Обратите внимание на упоминание о федеральном законе. Это свидетельствует о том, что разработчики рассматривают ст. 1253.1 ГК РФ как базовую норму, положения которой получат дальнейшее развитие в специальном нормативном правовом акте.
Упрощенная сатисфакция
Тенденция усиления борьбы с нарушителями интеллектуальных прав, характерная для экономически развитых стран, отразилась и в обсуждаемом проекте.
Сейчас на основании ст. 1250, 1252 и 1253 ГК РФ правообладатель вправе возместить убытки, понесенные в результате нарушения его интеллектуальных прав.
Разработчики считают целесообразным ввести в Гражданский кодекс ст. 1406.1, которая допускает альтернативную ответственность нарушителя.
Новелла предусматривает, что в случае нарушения исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности вправе требовать по своему выбору с нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
-
в размере от 10 000 до 5 млн руб. Окончательно ее определяет суд исходя из характера нарушения;
-
двукратном размере стоимости права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца.
Сейчас установление размера ущерба правообладателя и процесс его доказывания сопряжены с определенными трудностями. Предлагаемая новелла позволит избежать подобной процедуры и тем самым увеличит гарантии соблюдения интересов лиц, чьи интеллектуальные права нарушены.
Ноу-хау: уточнение и ограничение
Значительные изменения предлагается внести в ст. 1465 ГК РФ, которая определяет понятие «секрет производства (ноу-хау)».
Уточнены условия отнесения сведений к ноу-хау. О секретах производства не должно быть известно третьим лицам, если к сведениям о таких секретах у них нет свободного доступа на законном основании и обладатель сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.
В то же время ноу-хау не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.
Разработчики также предлагают внести изменения в Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Согласно новой редакции ст. 11 закона в целях охраны конфиденциальной информации работник, в частности, обязан:
-
не разглашать ее и после прекращения действия трудового договора в течение всего срока действия режима коммерческой тайны;
-
возместить причиненный работодателю ущерб, если работник виновен в разглашении информации, которая составляет коммерческую тайну и стала ему известна в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Предусмотрена ответственность и руководителя организации. Он должен возместить убытки, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства о коммерческой тайне.