Отсутствие дохода от реализации сельхозпродукции не является основанием для возврата к общей системе налогообложения
(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.10.2008 N А33-166/08-Ф02-4895/08)
Общество применяло систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. По данным деклараций по ЕСХН за 2005 и 2006 гг. при наличии расходов доход общества и сумма налога, подлежащая уплате, составили 0 руб. В связи с отсутствием дохода от сельскохозяйственной деятельности налоговая инспекция пришла к выводу об утрате обществом права на применение ЕСХН и предложила предоставить отчетность по общей системе налогообложения. Поскольку налоговые декларации представлены не были, налоговая инспекция приостановила расходные операции по банковским счетам, что стало основанием обращения общества в арбитражный суд.
Признавая действия налогового органа неправомерными, суд указал, что налогоплательщик возвращается на общую систему налогообложения с обязанностью перерасчета налоговых обязательств, если доход от реализации сельскохозяйственной продукции по итогам налогового периода составит менее 70% общего дохода от реализации товаров (п. 4 ст. 346.3 НК РФ). Следовательно, основанием утраты права на дальнейшее применение ЕСХН является нарушение 70% ограничения, а не отсутствие дохода от реализации сельхозпродукции за весь налоговый период. Кроме того, представленные обществом документы подтверждают, что в спорный период оно проводило подготовительные работы для осуществления сельскохозяйственной деятельности. В частности, занималось разработкой земельного участка, закупкой семян и саженцев, оборудованием теплиц и подбором работников, что является объективными причинами неполучения дохода от реализации сельхозпродукции. Поэтому приостановление операций по счетам общества является неправомерным.
Таким образом, отсутствие дохода от реализации сельхозпродукции не свидетельствует об утрате налогоплательщиком статуса сельскохозяйственного производителя и не является основанием для предоставления в налоговый орган деклараций по общей системе налогообложения.
Лесные подати относятся к расходам по ЕСХН
(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.10.2008 N Ф03-4582/2008)
По результатам выездной проверки деятельности крестьянского хозяйства за период с 2004 г. по 2006 г. налоговая инспекция доначислила ЕСХН. Основанием стало занижение налоговой базы на сумму лесных податей. Крестьянское хозяйство обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования заявителя, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций указали, что доходы, облагаемые ЕСХН, уменьшаются на сумму налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (пп. 23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период) лесные подати относятся к платежам за пользование природными ресурсами и налоговым платежам бюджета. Срок их уплаты установлен Инструкцией Госналогслужбы России от 19.04.1994 N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" (далее - Инструкция N 25) и не зависит от сроков проведения лесозаготовительных работ. Следовательно, лесные подати соответствуют понятию сбора, приведенному в п. 2 ст. 8 НК РФ. Согласно данной норме под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами (органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами) юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). К такому же выводу пришел Верховный Суд РФ в ходе проверки законности положений абз. 1 п. 71 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551, и п. 18 Инструкции N 25 (Решение от 27.02.2002 N ГКПИ 2001-1827).
Поскольку уплата лесных податей крестьянским хозяйством является необходимым условием для осуществления лесозаготовок на участке лесного фонда и производственной деятельности, начисление единого сельскохозяйственного налога является неправомерным.
Таким образом, лесные подати, уплачиваемые налогоплательщиком в связи с производственной деятельностью, включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН.
Справочно. Обращаем внимание, что Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" утратил силу с января 2008 г. в связи с принятием Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".