В январе правительство утвердило объемы выпуска государственных ценных бумаг в 2005 г. В управлении внутренним и внешним долгом четко обозначились ориентация на увеличение внутренних заимствований, прежде всего долгосрочных, и сокращение внешнего долга страны.
Чистое привлечение от размещения рублевых госбумаг возрастет с 90—100 млрд руб. в 2004 г. до 125,07 млрд руб. в 2005 г. при объеме привлечения с внутреннего рынка на уровне 210,86 млрд руб. и погашения — 85,79 млрд руб.
Для покрытия кассовых разрывов бюджета планируется разместить на сумму 6 млрд руб. ГКО — краткосрочные ценные бумаги со сроком обращения от 3, 6 месяцев до одного года.
Минфин намерен в нынешнем году выпустить облигации федеральных займов (ОФЗ) на 213 млрд, в том числе на сумму 45 млрд руб. — для проведения обмена старых выпусков этих облигаций.
Планируется к выпуску и новый вид облигаций — государственных сберегательных (ГСО) на сумму 60 млрд руб. Они предназначаются для институциональных инвесторов. В ГСО, в частности, будут инвестироваться средства Пенсионного фонда, Внешэкономбанка в части управления пенсионными накоплениями граждан и частными управляющими компаниями в сфере пенсионных накоплений, а также страховых компаний. Они удобны тем, что имеют длительный срок обращения.
Насколько удастся реализовать планы по размещению выпусков госбумаг, будет во многом зависеть от уровня их доходности.
На начало 2005 г., по оценкам министра финансов А. Кудрина, доходность государственных краткосрочных облигаций составляла 3—4,5%, среднесрочных — 5,2—7, долгосрочных — 7,3—7,9%, а облигаций со сроком погашения до 2029 г. — 8,1—8,4%.
Причем глава Минфина прогнозирует рост доходности гособлигаций, размещаемых на внутреннем рынке, связывая это с ростом ставок на мировом рынке при повышении учетной ставки.
Напомним, что стоимость внешнего долга составляет от 7 до 13% в валюте. Так что внутренние заимствования значительно дешевле, отсюда и стремление к досрочному погашению внешнего долга. В текущем году на его погашение планируется направить около 10 млрд дол.
Очевидно, что внутренние заимствования в нынешней ситуации не предназначены для использования в качестве финансовых ресурсов при реализации каких-либо масштабных проектов в целях экономического развития.
Они являются инструментом денежно-кредитной политики и в первую очередь предназначены для стерилизации «излишней» денежной массы, борьбы с инфляцией.
Вместе с тем государственные ценные бумаги активно используются Центральным банком для регулирования уровня ликвидности в банковском секторе, рефинансирования банков. Кроме того, они принимаются в банках в качестве залога при получении кредита предприятиями и частными лицами.
Так что зачастую банку или предприятию, чтобы иметь возможность получить кредит, прежде надо дать в долг государству.
К сведению
Пользуясь благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, российское правительство ведет переговоры о возможности досрочного погашения долга Парижскому клубу кредиторов.
Одновременно с этим Россия пошла на беспрецедентное списание иракского долга. Первоначально, по словам А. Кудрина, он составлял около 10,5 млрд дол., а после списания и реструктуризации сократится до 700—1000 млн дол. Такой шаг обосновывается, в частности, интересами участия российских компаний в восстановлении экономики Ирака и реализации ранее заключенных контрактов.
Коротко
Объем Стабилизационного фонда на начало 2005 года составил 522,27 млрд руб. Он был сформированв январе 2004 г. в объеме 106 млрд руб. и за год пополнился на 416,27 млрд руб. По словам руководителя налогового департамента Минфина М. Моторина, правительство не планирует расходовать средства Стабилизационного фонда на дополнительные денежные компенсации населению в связи с отменой льгот. Деньгибудут изыскивать за счет дополнительных доходовбюджета.
Центральный банк рекомендует банкам предусмотреть ряд мер для снижения вероятности потерь и ухудшения ликвидности вследствие сделок со связанными с банками лицами. В частности, оптимальным лимитом сделок с отдельными заемщиками изчисла связанных с банком лиц считается величина, непревышающая 3% от капитала банка. Такая рекомендация содержится в Указании оперативного характераЦБР от 17 января 2004 г. № 2-Т. Центробанк считаетнедопустимым предоставление им кредитов на льготных условиях по сравнению с иными, не связанными сбанком заемщиками. Подобные сделки рекомендуетсярассматривать на совете директоров или собрании акционеров банка.
Сбербанк РФ снизил ставки по потребительским кредитам в зависимости от вида и срока кредитования. В частности, процентная ставка по рублевому кредиту на неотложные нужды на срок до 1,5 лет сниженас 19 до 16% годовых. Правда, при этом в качестве компенсации банку введена дополнительная комиссия приоформлении кредитов, например: для рублевых — единовременно 1,5% от суммы кредита, валютных — 3%.
Ассоциация региональных банков начала разработку стандартных форм договоров кредитования частных лиц. Задумано это в целях наведения порядка в секторе потребительского кредитования. Сейчас же большинство банковских договоров сложны для пониманиянепрофессионалами. Поэтому зачастую уже в процессепогашения кредита заемщик осознает, что реальные иноминальные ставки существенно различаются.