С 2012 года — единый страховщик
Действующее законодательство в области обязательного страхования приводится в соответствие с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ.
В частности, внесены поправки в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Практически все изменения вступают в силу с 2012 г. Из всех норм данного закона исключено упоминание о территориальных фондах обязательного медицинского страхования. Это связано с тем, что Федеральным законом от 29.11.2010 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона ”Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации“» установлен единый страховщик — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Именно туда начиная с 2012 г. будут перечисляться взносы на обязательное медицинское страхование. По этой же причине внесена поправка и в ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, которая устанавливает переходные положения для уплаты страховых взносов в 2011—2019 гг.
Индексация заработка
С 2011 г. будет индексироваться размер заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 09.12.2010 № 350-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона „Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“».
Изменения, внесенные в п. 10 ст. 12 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ, обусловлены тем, что при проведении предыдущей корректировки этой нормы были созданы условия для ее двоякого толкования. Так, были установлены повышающие коэффициенты для корректировки размеров ежемесячных страховых выплат в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне оплаты труда. В результате фактически нужно было делать две корректировки — в соответствии с коэффициентами, установленными собственно для размеров страховых выплат, и в соответствии с изменениями МРОТ. Теперь же установлен единый порядок индексации страховых выплат.
«Несчастное» страхование: тарифы остались прежними
Принят Федеральный закон от 08.12.2010 № 331-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеванийна 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».
Законодатели сохранили размер страховых тарифов, действовавших в 2010 г.
В новом году организации будут рассчитывать указанные взносы исходя из тарифов, предусмотренных Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ. Они хорошо известны бухгалтерам, поскольку применяются уже на протяжении пяти лет.
Впервые в законе, устанавливающем размер страховых тарифов, прописан порядок их применения. Так, страховые тарифы определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных по трудовым и гражданско-правовым договорам и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ. Таким образом, законодатели учли нововведения, внесенные в порядок расчета страховых взносов Федеральным законом от 08.12.2010 № 348-ФЗ.
Медицинское страхование: договор заключать не нужно
С 1 января 2011 г. вступил в силу новый закон об обязательном медицинском страховании (Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ). Он пришел на смену Закону РФ от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
Главным новшеством для работодателей станет их освобождение от обязанности заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией.
По новому закону застрахованные лица (работники) будут иметь страховой медицинский полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и действующий на всей территории РФ. Этот полис они будут получать самостоятельно в выбранной ими страховой медицинской организации. По новым правилам в пользу застрахованного лица будут заключаться два договора: договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования между страховой медицинской организацией и ТФОМС и договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию между медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией.
Однако новым законом предусмотрено переходное положение, согласно которому до 1 мая 2011 г. полисы обязательного медицинского страхования выдаются по старым правилам. То есть если работник до истечения этого срока обратится к работодателю за страховым полисом, то он обязан оформить его в прежнем порядке.
Подключение к коммунальным сетям
Внесены существенные коррективы в правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры.
Речь идет о подключении строящегося, реконструируемого или построенного здания (строения, сооружения или иного объекта капитального строительства) к сетям инженерно-технического обеспечения (теплосетям, газосетям, сетям водоснабжения и водоотведения).
Правительство кардинально изменило порядок заключения такого договора. Новые правила таковы. Заказчик направляет в адрес исполнителя, эксплуатирующего сети инженерно-технического обеспечения, не оферту, как было ранее, а заявку. В ней он указывает свои реквизиты, местонахождение подключаемого объекта капитального строительства, размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом, правовые основания на земельный участок, на котором располагается подключаемый объект, номер и дату выдачи технических условий (если их получение требуется в соответствии с законодательством).
Исполнитель в течение 30 дней с даты получения заявки и приложенных к ней документов направляет заказчику заполненный и подписанный со своей стороны проект договора о подключении в двух экземплярах. Заказчик должен подписать оба экземпляра договора в течение 30 дней с даты получения подписанного проекта договора и направить исполнителю один экземпляр, приложив к нему документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего договор, или мотивированный отказ от его подписания с предложением изменить условия договора. Если в этот срок подписанный договор или мотивированный отказ не будет направлен исполнителю, заявка заказчика аннулируется. В случае если мотивированный отказ и предложения заказчика исполнитель получил в срок, он в течение десяти рабочих дней с даты их получения представляет заказчику новую редакцию проекта договора или обоснованный ответ на его предложения.
Таким образом, теперь действия сторон договора о подключении при его оформлении четко определены и ограничены конкретными сроками.
Кроме того, регламентирован порядок внесения платы за подключение. Например, в течение 15 дней с даты заключения договора вносится не более 15% платы за подключение. Не более 35% платы вносится в течение 180 дней с даты заключения договора, но не позднее даты фактического подключения. И оставшаяся доля платы вносится в течение 15 дней с даты подписания акта о подсоединении.
Поправки внесены постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 № 940.
Техрегламент о безопасности газовых сетей
Правительство РФ постановлением от 29.10.2010 № 870 утвердило Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления.
Техрегламент принят в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и распространяет свое действие на сети газораспределения и газопотребления (кроме сетей газопотребления жилых зданий), а также на связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации.
Его требования начнут применяться по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования. До этого момента организациям в вопросах безопасности газовых сетей надлежит руководствоваться действующими Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9.
Доля иностранных работников
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 № 947 на 2011 г. установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации.
По сравнению с долей в 2010 г. допустимая доля иностранных работников в указанных сферах не изменилась.
Так же как и в 2010 г., запрещено использовать иностранных работников в розничной торговле алкогольными напитками (включая пиво), фармацевтическими товарами, в палатках и на рынках, а также в прочей розничной торговле вне магазинов. Их доля установлена в размере 0% общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли. Допустимая доля иностранных работников, используемых при осуществлении прочей деятельности в области спорта, как и в 2010 г., составит 25% общей численности работников.
Квоты на иностранцев
На 2011 г. потребность в привлечении иностранных работников определена в количестве 1 745 584 человек. Это на 198 772 человека меньше, чем в 2010 г. Изменились пропорции в привлечении по приоритетным профессионально-квалификационным группам. По сравнению с 2010 г. возросла потребность в квалифицированных рабочих кадрах, а в неквалифицированных рабочих, руководителях и специалистах снизилась. Кроме того, на 2011 г. утверждено 499 650 приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и 1 745 584 разрешения на работу.
Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 12.11.2010 № 895 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2011 год».
Индексация базы по страховым взносам
Установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2011 г.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды ежегодно индексируется. Индексация проводится на 1 января соответствующего года (п. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В постановлении от 27.11.2010 № 933 Правительство РФ установило коэффициент для такой индексации — 1,1164. Следовательно, с 1 января 2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица составляет 463 000 руб. нарастающим итогом с начала года. С превышения данной суммы организации не должны начислять страховые взносы во внебюджетные фонды.
Система мониторинга торговли
Правительство РФ постановлением от 11.11.2010 № 887 утвердило Положение о создании и обеспечении функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в РФ.
Информационная система представляет совокупность информации о состоянии торговли в РФ, о тенденциях ее развития и обеспечивающих обработку информации информационных технологий и технических средств. Создает ее Минпромторг.
В частности, в систему попадет информация о принятых Минпромторгом решениях в области торговой деятельности, об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности в РФ, о среднем уровне цен на отдельные виды товаров в РФ.
Информация будет распространяться безвозмездно на официальном сайте Минпромторга (www.minpromtorg.gov.ru) и официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ и обновляться не реже одного раза в квартал.
О телевизионной рекламе
Внесены изменения в Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (постановление Правительства РФ от 11.11.2010 № 886).
В перечень дел, которые возбуждаются и рассматриваются ФАС России, включены дела по фактам заключения договоров на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы с нарушением требований законодательства РФ о рекламе. Напомним, что ранее ФАС России могла возбуждать и рассматривать дела только по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, и по фактам принятия нормативных актов, полностью или в части противоречащих законодательству РФ о рекламе. В документе приводится полный перечень сведений, которые отражаются в предписании о расторжении договора на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы, заключенного с нарушением законодательства РФ о рекламе.
Лицензионные требования к фармацевтам
Положение о лицензировании фармацевтической деятельности приведено в соответствие с законодательством в сфере обращения лекарственных средств.
С 1 сентября 2010 г. в России действует новый Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», который усовершенствовал нормы, касающиеся осуществления фармацевтической деятельности. Однако в Положении о ее лицензировании, утвержденном постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416, эти изменения учтены не были. Чтобы привести его в соответствие с действующим законодательством, Правительство РФ постановлением от 13.11.2010 № 903 внесло необходимые изменения.
Теперь с учетом норм ст. 52 упомянутого закона Положение определяет порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юрлицами и индивидуальными предпринимателями, включая организации оптовой торговли лекарствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации (далее — обособленные подразделения медицинских организаций), и ветеринарные организации.
Уточнено понятие аптечной организации. Установлено, что лицензионное требование о наличии у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности, не распространяется на медицинские организации и их обособленные подразделения. При этом у них должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Кроме того, руководитель лицензиата обязан иметь высшее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет либо среднее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет, а также сертификат специалиста.
Работники обособленных подразделений медицинских организаций, занятые в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, должны иметь с 1 сентября 2011 г. документ о дополнительном профессиональном образовании в части розничной торговли лекарствами.
Новый коэффициент-дефлятор К1
Плательщики единого налога на вмененный доход получили новое значение коэффициента-дефлятора К1.
Коэффициент-дефлятор К1 плательщики ЕНВД применяют при расчете налоговой базы. Согласно п. 4 ст. 346.29 НК РФ показатель базовой доходности корректируется на коэффициенты К1 и К2. Размер коэффициента-дефлятора К1 на следующий год ежегодно утверждает Минздравсоцразвития России (постановление Правительства РФ от 25.12.2002 № 1834-р). По сравнению с действующим значением размер коэффициента-дефлятора К1 на следующий год увеличен. Напомним, что на 2010 г. его значение было установлено равным 1,295 (приказ Минздравсоцразвития России от 13.11.2009 № 465).
В 2011 г. оно составит 1,372 (приказ Минэкономразвития России от 27.10.2010 № 519).
Из-за увеличения значения коэффициента-дефлятора К1 возрастет налоговая нагрузка на плательщиков ЕНВД, поскольку в бюджет придется перечислять сумму налога в большем размере.
Стаж и подготовка не имеют значения
Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» Единого квалификационного справочника, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, могут по рекомендации аттестационной комиссии назначаться на соответствующие должности, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Ранее такой порядок применялся в виде исключения.
Соответствующие изменения в Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих внесены приказом Минздравсоцразвития России от 25.10.2010 № 921н (зарегистрирован в Минюсте России 29.11.2010 № 19068).
Новый порядок предоставления рассрочки
Налоговые органы обновили порядок изменения срока уплаты налогов, сборов, а также пеней и штрафов.
Минюст России 27 октября 2010 г. зарегистрировал приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@, который ввел новый порядок предоставления налоговыми органами отсрочки (рассрочки) по уплате обязательных платежей, а также предоставления инвестиционного налогового кредита.
Появление нового порядка связано с тем, что с 2 сентября 2010 г. глава 9 НК РФ начала действовать в новой редакции. Соответствующие поправки внес Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ. В частности, теперь отсрочку или рассрочку также можно получить по штрафам и пеням. Кроме того, налогоплательщики получили право одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
Налоговики в комментируемом приказе учли все нововведения и обновили порядок изменения срока уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов. ФНС России выпустила новые формы документов, которые необходимы для предоставления отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита. Заметим, что они носят рекомендательный характер.
Формы документов при взыскании налогов
1 ноября 2010 г. Минюст России зарегистрировал приказ ФНС России от 13.10.2010 № ММВ-7-8/499@, внесший изменения в формы документов, которые необходимы налоговым органам для взыскания с налогоплательщиков задолженности по обязательным платежам.
Поводом для внесения поправок в действующие сейчас формы документов послужили изменения, внесенные в первую часть Налогового кодекса. Напомним, что они начали действовать с 2 сентября 2010 г. Так, с этого момента начал применяться новый порядок взыскания с организаций и индивидуальных предпринимателей налоговых санкций (п. 4, 10 ст. 46 и п. 1, 8 ст. 47 НК РФ). Корректировке подверглись формы решения и постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, а также форма решения о взыскании сумм налогов и санкций за счет денежных средств на счетах. Поправки позволяют взыскивать за счет имущества и денежных средств не только налоги и штрафные санкции, но и проценты.
Электронные «алкогольные» декларации
Росалкогольрегулирование утвердило порядок представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, издав приказ от 01.09.2010 № 52н (зарегистрирован в Минюсте России 25.10.2010 № 18805).
Порядок заполнения деклараций на бумажном носителе был разработан еще в марте (приказ Росалкогольрегулирования от 15.03.2010 № 24н), но вступил в силу только в сентябре 2010 г.
Теперь очередь дошла до порядка представления деклараций в электронном виде. С 1 октября 2010 г. электронные декларации представляются в формате версии 3.05 (утверждена приказом Росалкогольрегулирования от 01.10.2010 № 210). В целом новый порядок аналогичен прежнему порядку представления деклараций по телекоммуникационным каналам связи, утвержденному приказом ФНС России от 15.08.2006 № ММ-3-07/528@.
Как и раньше, после подготовки декларации в соответствии с утвержденным форматом руководитель или уполномоченное лицо организации подписывает ее электронной цифровой подписью (ЭЦП) и отправляет в зашифрованном виде в Росалкогольрегулирование. Росалкогольрегулирование в течение суток со дня отправки декларации высылает квитанцию о ее приеме по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации с информацией о том, что декларация не прошла входной контроль (то есть не соответствует формату представления деклараций).
При получении протокола форматно-логического контроля организация устраняет ошибки, указанные в нем, и повторяет всю процедуру передачи декларации. Организация, которая в течение суток не получила квитанцию или протокол, должна проинформировать Росалкогольрегулирование о данном факте и при необходимости повторить процедуру передачи декларации.
С представлением деклараций в электронном виде лучше не затягивать, поскольку датой их подачи по телекоммуникационным каналам связи считается дата подтверждения Росалкогольрегулированием ее получения.
О реализации доли в уставном капитале ООО
Стоимостью имущественного права (доли), внесенного физическим лицом в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение физическим лицом. При этом указанные расходы не должны быть выше рыночной стоимости, подтвержденной независимым оценщиком. Такой вывод следует из п. 1 ст. 277 НК РФ.
Об этом сообщил Минфин России в письме от 29.10.2010 № 03-03-06/1/673.
НДФЛ с платежей за обслуживание банковских карт
Минфин России в письме от 28.10.2010 № 03-04-06/6-255 разъяснил, что суммы комиссии, уплаченные организацией за выпуск пластиковых карточек, выдаваемых работникам для получения заработной платы, и годовое обслуживание карточных счетов, не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) сотрудников и соответственно являться объектом обложения НДФЛ.
Налогообложение дивидендов
В пункте 2 ст. 275 НК РФ приведена формула, по которой рассчитывается сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика — получателя дивидендов.
Минфин в письме от 29.10.2010 № 03-03-06/2/187 разъяснил порядок определения показателя «Д» (общая сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем периоде).
При определении показателя «Д» учитываются только дивиденды, полученные налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде, по отношению к периоду, в котором налоговым агентом распределяются дивиденды. В связи с этим дивиденды, полученные налоговым агентом ранее предыдущего налогового периода, при расчете показателя «Д» не учитываются. При распределении дивидендов в 2010 г. при осуществлении расчета, предусмотренного п. 2 ст. 275 НК РФ, налоговый агент вправе учесть дивиденды, полученные в 2010 и 2009 гг.
Постановка на учет иностранного работника
Специалисты Минфина России в письме от 08.11.2010 № 03-02-07/1-509 разъяснили порядок постановки на учет в налоговых органах иностранных работников.
Напомним, что согласно п. 16 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный высококвалифицированный специалист должен встать на налоговый учет. В статье 83 НК РФ сказано, что физические лица встают на учет в налоговых органах по месту жительства или пребывания. Местом пребывания признается место, где гражданин временно проживает по адресу, по которому он зарегистрирован в порядке, установленном законодательством РФ. Таким образом, в НК РФ не предусмотрена регистрация иностранцев по месту нахождения работодателя. Заметим, что 16 ноября 2010 г. Минюст России зарегистрировал приказ Минфина России от 21.10.2010 № 129н. Этим документом установлен порядок учета в налоговых органах иностранных граждан. В нем также не говорится о том, что работодатель может поставить на учет иностранца по месту нахождения организации.
Зачет налога
Налоговики объяснили, как можно зачесть излишне уплаченный налог по обособленному подразделению.
По мнению проверяющих, у компаний не должно возникнуть проблем с зачетом налога в том случае, когда переплата числится за обособленным подразделением, расположенным в другом субъекте РФ. Подать заявление на зачет можно как по месту постановки на учет головной организации, так и по месту нахождения обособленного подразделения.
Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 19.11.2010 № ЯК-37-8/15939.