Граждане потребляют неуверенно

| статьи | печать

Производителей и продавцов потребительских товаров вряд ли порадуют данные очередного обследования Росстата потребительских ожиданий в России. В последнем квартале прошлого года потребительская уверенность населения росла незначительно, причем за счет оценок произошедших и ожидаемых изменений в экономике страны, а в личном плане (покупки делаем мы лично) оценки снижались второй квартал подряд.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2010 г. поднялся по сравнению с III кварталом на 1 п.п. —до 10%. Этот незначительный рост связан с положительными сдвигами в оценках ожидаемых и произошедших изменений в экономике.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации на год вперед составил –0,5%, поднявшись на 3,5 п.п. относительно III квартала. Положительных изменений в экономике ожидают 27% опрошенных против 21% кварталом раньше. Около четверти респондентов, как и в предыдущем квартале, считают, что экономическая ситуация ухудшится.

Индекс изменений в экономике составил –7% против –10% в III квартале. Доля респондентов, отрицательно оценивающих произошедшие за этот период изменения в экономике, — 33% — на 2 п.п. меньше, чем в III квартале.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил –6% — на 1 п.п. ниже уровня III квартала.

Доля россиян, считающих, что их материальное положение в течение года ухудшится, возросла на 5 п.п. — до 23%. Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в краткосрочной перспективе, увеличилась лишь на 1 п.п. и составила 12%.

По мнению большинства респондентов (около 95%), цены на основные товары и услуги в течение года будут расти. 5% россиян в этом сомневаются.

Индекс изменений, произошедших в личном материальном положении, снизился по сравнению с III кварталом на 1 п.п. — до –10%. Около 32% опрошенных против 28% кварталом раньше отмечают, что их материальное положение за год ухудшилось, 15% указывают на его улучшение.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок остался на уровне III квартала (–25%), а индекс благоприятности условий для сбережений немного снизился (–40%).

У молодежи (16—29 лет), как и положено, индекс потребительской уверенности поднялся на 4,6 п.п. — до –0,4%, в средневозрастной группе (30—49 лет) — на 1 п.п. — до –10%, а в группе от 50 лет и старше снизился на 1 п.п. — до –15%.

В целом не слишком потребительски уверенно встретили россияне новый год. Впрочем, как видно из таблицы, есть места и похуже.

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*

Август 2010 г.

Ноябрь 2010 г.

Россия

–11,0

–10,0

Австрия

8,8

9,9

Бельгия

–2,4

–0,4

Болгария

–37,4

–33,8

Великобритания

–13,1

–18,4

Венгрия

–22,5

–22,2

Германия

2,9

10,9

Греция

–61,3

–69,0

Дания

15,5

9,0

Испания

–19,8

–20,7

Италия

–21,3

–22,4

Кипр

–30,4

–31,3

Латвия

–26,6

–24,0

Литва

–25,7

–22,0

Люксембург

5,6

5,8

Нидерланды

0,0

4,4

Польша

–19,1

–21,2

Португалия

–38,3

–50,8

Румыния

–58,8

–54,5

Словакия

–21,3

–18,6

Словения

–27,4

–21,2

Финляндия

23,2

21,7

Франция

–18,2

–16,6

Чехия

–12,1

–13,2

Швеция

25,8

24,3

Эстония

–0,7

–6,2

* По всем странам, кроме России, источник информации — электронная база данных Евростата.

Источник: Росстат