Производителей и продавцов потребительских товаров вряд ли порадуют данные очередного обследования Росстата потребительских ожиданий в России. В последнем квартале прошлого года потребительская уверенность населения росла незначительно, причем за счет оценок произошедших и ожидаемых изменений в экономике страны, а в личном плане (покупки делаем мы лично) оценки снижались второй квартал подряд.
Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2010 г. поднялся по сравнению с III кварталом на 1 п.п. —до 10%. Этот незначительный рост связан с положительными сдвигами в оценках ожидаемых и произошедших изменений в экономике.
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации на год вперед составил –0,5%, поднявшись на 3,5 п.п. относительно III квартала. Положительных изменений в экономике ожидают 27% опрошенных против 21% кварталом раньше. Около четверти респондентов, как и в предыдущем квартале, считают, что экономическая ситуация ухудшится.
Индекс изменений в экономике составил –7% против –10% в III квартале. Доля респондентов, отрицательно оценивающих произошедшие за этот период изменения в экономике, — 33% — на 2 п.п. меньше, чем в III квартале.
Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил –6% — на 1 п.п. ниже уровня III квартала.
Доля россиян, считающих, что их материальное положение в течение года ухудшится, возросла на 5 п.п. — до 23%. Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в краткосрочной перспективе, увеличилась лишь на 1 п.п. и составила 12%.
По мнению большинства респондентов (около 95%), цены на основные товары и услуги в течение года будут расти. 5% россиян в этом сомневаются.
Индекс изменений, произошедших в личном материальном положении, снизился по сравнению с III кварталом на 1 п.п. — до –10%. Около 32% опрошенных против 28% кварталом раньше отмечают, что их материальное положение за год ухудшилось, 15% указывают на его улучшение.
Индекс благоприятности условий для крупных покупок остался на уровне III квартала (–25%), а индекс благоприятности условий для сбережений немного снизился (–40%).
У молодежи (16—29 лет), как и положено, индекс потребительской уверенности поднялся на 4,6 п.п. — до –0,4%, в средневозрастной группе (30—49 лет) — на 1 п.п. — до –10%, а в группе от 50 лет и старше снизился на 1 п.п. — до –15%.
В целом не слишком потребительски уверенно встретили россияне новый год. Впрочем, как видно из таблицы, есть места и похуже.
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*
|
Август 2010 г. |
Ноябрь 2010 г. |
Россия |
–11,0 |
–10,0 |
Австрия |
8,8 |
9,9 |
Бельгия |
–2,4 |
–0,4 |
Болгария |
–37,4 |
–33,8 |
Великобритания |
–13,1 |
–18,4 |
Венгрия |
–22,5 |
–22,2 |
Германия |
2,9 |
10,9 |
Греция |
–61,3 |
–69,0 |
Дания |
15,5 |
9,0 |
Испания |
–19,8 |
–20,7 |
Италия |
–21,3 |
–22,4 |
Кипр |
–30,4 |
–31,3 |
Латвия |
–26,6 |
–24,0 |
Литва |
–25,7 |
–22,0 |
Люксембург |
5,6 |
5,8 |
Нидерланды |
0,0 |
4,4 |
Польша |
–19,1 |
–21,2 |
Португалия |
–38,3 |
–50,8 |
Румыния |
–58,8 |
–54,5 |
Словакия |
–21,3 |
–18,6 |
Словения |
–27,4 |
–21,2 |
Финляндия |
23,2 |
21,7 |
Франция |
–18,2 |
–16,6 |
Чехия |
–12,1 |
–13,2 |
Швеция |
25,8 |
24,3 |
Эстония |
–0,7 |
–6,2 |
* По всем странам, кроме России, источник информации — электронная база данных Евростата.
Источник: Росстат