С 1 января Налоговый кодекс применяется в новой редакции. Новшества не обошли и главу 23, посвященную налогу на доходы физических лиц. Причем весьма существенные поправки касаются не столько самих налогоплательщиков, сколько налоговых агентов, в частности организаций-работодателей.
Порядок возврата налога
С 1 января 2011 г. вступили в силу изменения в ст. 231 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ (далее — Закон № 229-ФЗ) и подробно регламентирующие правила возврата НДФЛ налоговыми агентами. Рассмотрим нововведения, которые отразятся на работе бухгалтерии.
Во-первых, установлена обязанность налоговых агентов сообщать плательщику о каждом ставшем известным факте излишнего удержания НДФЛ и его сумме в течение десяти дней с момента обнаружения данного обстоятельства. Причем форма такого сообщения не определена. В Кодексе не указано, что извещение обязательно должно быть письменное. Однако, по нашему мнению, чтобы компания смогла подтвердить факт уведомления, его необходимо оформить в письменном виде и ознакомить с ним сотрудника под роспись. Штрафов за несообщение не установлено.
Во-вторых, для возврата денег физическому лицу определен конкретный срок — три месяца. Он отсчитывается с даты получения налоговым агентом соответствующего заявления. В течение этого времени налоговый агент должен перечислить деньги на счет физического лица в банке, указанный в заявлении. Если компания нарушит трехмесячный срок, она обязана будет заплатить проценты за просрочку в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день задержки.
В-третьих, разрешен спор относительно средств, из которых осуществляется возврат. В обновленной ст. 231 НК РФ сказано, что возврат возможен за счет предстоящих платежей как по самому налогоплательщику, так и по иным работникам, с доходов которых налоговый агент удерживает НДФЛ. Напомним, что ранее Минфин России разрешал возвращать налог за счет уменьшения предстоящих платежей самого плательщика НДФЛ, но был против применения аналогичного порядка в отношении сумм НДФЛ, удержанных с доходов других налогоплательщиков (письмо от 11.05.2010 № 03-04-06/9-94).
Урегулирована еще одна ситуация. Если НДФЛ, перечисляемый в бюджет налоговым агентом, меньше суммы, которую он должен вернуть конкретному плательщику, компания направляет заявление в налоговый орган с просьбой вернуть ей излишне удержанную сумму. Срок для подачи такого документа — десять дней с даты получения заявления от налогоплательщика. Возврат осуществляется по правилам ст. 78 НК РФ. Ранее подобная процедура не была детально прописана в Кодексе.
Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджет суммы НДФЛ налоговый агент представляет в налоговый орган:
- выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период;
-
документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджет.
Рассмотренные правила новой редакции ст. 231 НК РФ применяются и в случае удержания НДФЛ после получения налоговым агентом заявления на имущественный вычет. В такой ситуации налог будет считаться излишне удержанным и его необходимо вернуть в порядке, установленном данной нормой. Это закреплено в новом п. 4 ст. 220 НК РФ.
Отметим еще одно важное новшество. Организациям предоставили право возвращать налог физическому лицу из собственных средств, то есть не надо ждать, пока деньги от ИФНС придут на счет компании. Подчеркнем, что это не обязанность налогового агента, а его право.
Изменился порядок перерасчета НДФЛ в случаях, когда физическое лицо по итогу налогового периода приобретает статус резидента. Он изложен в новом п. 1.1 ст. 231 НК РФ.
Возврат налога теперь будет производить ИФНС, в которой такое физическое лицо состоит на учете по месту жительства или пребывания, в соответствии со ст. 78 НК РФ. Для этого налогоплательщику по окончании года необходимо представить декларацию и приложить к ней документы, подтверждающие статус резидента.
Напомним, что до 1 января 2011 г. в подобной ситуации перерасчет осуществляла организация-работодатель. Возврат налога физическому лицу также входил в обязанности компании.
Таким образом, характер рассмотренного нововведения неоднозначен. С одной стороны, изменение облегчает работу бухгалтерии, поскольку исключает необходимость производить перерасчет и выполнять работу по возврату НДФЛ. С другой — для физических лиц, которые на протяжении года приобретают статус резидента, значительно увеличивается срок, в течение которого они смогут получить деньги по перерасчету. Кроме того, возникают дополнительные временные (например, на поездку в инспекцию) и финансовые (в частности, почтовые) затраты на представление декларации и необходимых документов.
Разрабатываем новый регистр
Закон № 229-ФЗ изменил норму п. 1 ст. 230 НК РФ. Поправка устанавливает обязанность для налоговых агентов самостоятельно разработать и утвердить форму регистра для ведения учета:
-
доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде;
-
налоговых вычетов, предоставленных физическим лицам;
-
исчисленных и удержанных налогов.
В новой редакции названной статьи также определено, какие сведения отражаются в указанном регистре. Это информация, позволяющая идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых ему доходов и предоставленных вычетов (согласно установленным ФНС России кодам), суммы дохода и даты их выплаты, статус плательщика, даты удержания и перечисления НДФЛ в бюджет, реквизиты соответствующего платежного документа.
До нового года организации также обязаны были вести учет выплаченных физическим лицам доходов, но по специальной форме — карточке 1-НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583.
В принципе за основу нового регистра можно взять реквизиты из этой формы. Однако в ней приведены не все из обязательных к отражению сведений (с учетом поправок) . Налоговому агенту придется добавить в свой регистр графы для внесения:
-
даты выплаты доходов;
-
даты удержания и перечисления налога;
-
реквизитов платежных документов.
Обратите внимание: с 2 сентября 2010 г. налоговики имеют право штрафовать компанию за отсутствие регистров налогового учета, а также за несвоевременное или неполное отражение в них данных. Это правила обновленной ст. 120 НК РФ. Наказание за подобное нарушение — от 10 000 до 30 000 руб.
Напоминаем, что разработанные регистры компания обязана утвердить в приложении к учетной политике.
Заполняем и сдаем форму 2-НДФЛ
Рассмотрим другие изменения, внесенные Законом № 229-ФЗ в ст. 230 НК РФ. Они затронули порядок представления налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц. При этом крайний срок сдачи данной отчетности не изменился. Как и ранее, это 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Определено, что форму, форматы и порядок сдачи сведений утверждает ФНС России. В конце прошлого года Минюст России зарегистрировал приказ ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@, которым была утверждена новая форма 2-НДФЛ, рекомендации по ее заполнению и форматы ее представления. А вот порядок еще не утвержден. Соответствующий приказ налоговой службы подготовлен, но находится в стадии проекта (ознакомиться с ним можно на сайте ФНС России www.nalog.ru).
Что касается формы справки, по которой нужно отчитываться за доходы, выплаченные в 2010 г., по мнению Минфина России, следует использовать прежнюю форму (утвержденную приказом ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@). Дело в том, что новая форма 2-НДФЛ принята во исполнение поправок, внесенных в п. 2 ст. 230 НК РФ Законом № 229-ФЗ. А положения указанного пункта вступили в силу с 1 января 2011 г. Соответственно обновленную справку в целях исполнения обязанностей налогового агента надо использовать в отношении НДФЛ за 2011 г. (письмо от 17.12.2010 № 03-04-08/8-281).
Однако это письмо является ответом на частный запрос и в нем не сказано, что оно доведено до сведения налоговых органов. Поэтому не исключено, что налоговики на местах будут требовать сдавать сведения по новой форме. Кроме того, обновленные справки придется выдавать сотрудникам при увольнении. В этом случае обращение за ними может произойти в любой день наступившего года.
Итак, как же заполнять справку.
Общие положения
Сразу отметим важное изменение. В документе установлено, что справку надо представлять не только для сообщения сведений о доходах физических лиц (п. 2 ст. 230 НК РФ), но и в случае, когда невозможно удержать налог (п. 5 ст. 226 НК РФ).
В порядке отражения общей информации о плательщике и налоговом агенте изменений немного.
Основное — добавлено новое поле «Признак». В нем указывается, по какому основанию представлены сведения о доходах:
-
1 — если на основании п. 2 ст. 230 НК РФ;
-
2 — если на основании п. 5 ст. 226 НК РФ.
В графе 2.3 «Статус налогоплательщика», как и прежде, указывают код 1 — если плательщик является налоговым резидентом, и 2 — если не является. Но добавлен еще один код — 3. Его проставляют, когда сведения представлены в отношении плательщика, не являющегося налоговым резидентом, но признаваемого высококвалифицированным иностранным специалистом по правилам Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Отражаем вычеты
Изменения в разделе 4 носят в основном положительный характер.
В название раздела наконец ввели упоминание о социальных вычетах в сумме взносов, уплаченных по договору негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольного пенсионного страхования. Это значит, что такие вычеты получили официальную прописку в данном разделе.
Устранена неясность, связанная с размером имущественного вычета, который нужно было указывать в графе 4.1 «Сумма налоговых вычетов, право на получение которых имеется у налогоплательщика». Сложность заключалась в том, что исходя из названия в этой графе следовало отражать суммы, указанные в уведомлении о подтверждении права на вычет, выданном физическому лицу в ИФНС. Но в этом случае при неполном использовании суммы вычета в данном налоговом периоде налогоплательщик мог утратить право использовать его остаток в последующие годы. Ведь определить размер переходящего остатка как по основным расходам, так и по процентам невозможно. С учетом такого положения в п. 4.1 справки надо было отражать суммы фактически предоставленных в отчетном периоде налоговых вычетов, соответствующих кодам из справочника. Аналогичное мнение высказывали и чиновники (письмо ФНС России от 03.06.2009 № 3-5-03/749).
В обновленной справке название графы 4.1 звучит так: «Суммы предоставленных налогоплательщику налоговых вычетов». Согласитесь, подобная формулировка прозрачнее и не вызывает вопросов.
Кроме этого из раздела о вычетах исключены две графы:
-
4.5 «Общая сумма предоставленных стандартных налоговых вычетов»;
-
4.6 «Общая сумма предоставленных имущественных налоговых вычетов».
Исключение этих показателей принципиального значения не имеет, поскольку налоговая база, определяемая в разделе 5, рассчитывается как разница между общей суммой дохода и всеми вычетами, приведенными в разделах 3 и 4.
Указываем доход и налог
Рассмотрим изменения в разделе 5.
Графа 5.2 теперь называется «Налоговая база» (ранее она именовалась «Облагаемая сумма дохода»). Данный показатель есть не что иное, как разность суммы по графе 5.1 и вычетов из разделов 3 и 4.
Графы 5.3 и 5.4 не изменились.
В графе 5.5 указывается перечисленный НДФЛ. Но показатель заполняется только по налогу с доходов, полученных начиная с 2011 г.
Графа 5.6 новой справки соответствует графе 5.9 прежней — в ней отражают излишне удержанную налоговым агентом сумму НДФЛ, а графа 5.7 — графе 5.10, где указывают суммы неудержанного налога.
Основным изменением раздела стало исключение из него граф, связанных с перерасчетом налоговых обязательств. Дело в том, что сведения о доходах физического лица, которому налоговый агент произвел перерасчет НДФЛ за предшествовавшие налоговые периоды в связи с уточнением его налоговых обязательств, нужно оформлять в виде новой справки. При этом в полях «№ ____» и «от ____» проставляется номер ранее представленной справки, а дата — новая.
Когда НДФЛ удержать нельзя
Если налоговый агент не имеет возможности удержать с лица, получившего доход, исчисленную сумму НДФЛ, он обязан письменно сообщить об этом физическому лицу и в ИФНС по месту своего учета. Сообщение, в котором также указывается сумма НДФЛ, следует направить не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Напомним, что правило о сроке и обязательном уведомлении физического лица действует с 1 января 2010 г. Ранее сообщать следовало только в налоговый орган в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.
Таким образом, если в 2010 г. компания выплатила физическому лицу облагаемый НДФЛ доход, с которого не могла удержать НДФЛ, то сообщить об этом плательщику и в налоговый орган по месту своего учета она должна до 31 января 2011 г.
Теперь о форме такого уведомления. В Налоговом кодексе РФ сказано, что форма сообщения и порядок его представления в налоговый орган утверждает ФНС России (п. 5 ст. 226 НК РФ). Однако до выхода комментируемого приказа такой формы не было. Документ, которым была утверждена прежняя форма 2-НДФЛ, лишь рекомендовал налоговым агентам использовать ее в этом случае (п. 3 приказа ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@).
С принятием приказа ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@ этот вопрос разрешен. Как отмечалось выше, в нем прямо установлено, что сообщение о невозможности удержать налог и его сумме представляется по данной форме. Но с полной уверенностью это правило можно применять к отношениям, возникшим в 2011 г. Вопрос, по какой форме представлять сведения о неудержанных суммах за 2010 г., остается открытым.
Если исходить из логики письма Минфина России от 17.12.2010 № 03-04-08/8-281, новая форма 2-НДФЛ принята во исполнение поправок, внесенных в п. 2 ст. 230 НК РФ Законом № 229-ФЗ. А положения указанного пункта вступили в силу с 1 января 2011 г. Соответственно обновленную справку в целях исполнения обязанностей налогового агента надо использовать в отношении НДФЛ за 2011 г. Другими словами, сведения о невозможности удержать налог с доходов 2011 г. по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@, нужно будет сдавать в январе 2012 г. А для сообщения о налоге, не удержанном в 2010 г., лучше использовать старую форму.
Однако, по-нашему мнению, организация, которая выплатила доход в 2010 г. и не смогла удержать с него НДФЛ, вправе для сообщения об этом использовать новую справку. И вот почему.
Во-первых, в п. 5 ст. 226 НК РФ, которым, собственно, и установлена указанная обязанность, изменения не вносились. В нем сказано, что форму и порядок представления таких сведений утвердит ФНС России. Форма уже есть, а вот приказ налоговой службы о порядке подготовлен, но находится в стадии проекта.
Во-вторых, за сдачу сведений не по той форме штрафов не будет.
пример
Петр Сергеевич Петров, 11.07.1978 г.р., является гражданином РФ, постоянно проживает по адресу: г. Москва, ул. Флотская, д. 28, кв. 79.
Паспорт: серия 45 01 номер 788856, выдан ОВД № 2 УВД Зеленоградского округа г. Москвы 11.12.1996.
Работает в ООО «Актив» заместителем начальника юридического отдела.
ООО «Актив» зарегистрировано по месту нахождения в ИНФС № 35 по Зеленоградскому АО г. Москвы:
ИНН/КПП — 7735010206/773502029,
код ОКАТО — 45272568000.
Генеральным директором ООО «Актив» является Карамзин А.А., тел. (499) 7345870
П.С. Петров женат и имеет двоих детей 7 и 10 лет. Он имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 1000 руб. на каждого ребенка за каждый месяц (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
В связи с увольнением по собственному желанию у П.С. Петрова последним рабочим днем в организации является 28 февраля 2011 г. Вместе с заявлением об увольнении он написал заявление о выдаче ему справки 2-НФДЛ за 2011 г.
ООО «Актив» выплатило П.С. Петрову в 2011 г. следующие доходы, облагаемые по ставке 13%:
январь:
заработная плата — 60 000 руб.;
февраль:
заработная плата — 60 000 руб., компенсация за неиспользованный отпуск — 9478 руб.