С 1 января 2011 г. существенно изменились правила расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком. Соответствующие изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ внесены Федеральным законом от 08.12.2010 № 343-ФЗ (далее — Закон № 343-ФЗ). К сожалению, нововведения не в пользу работников и работодателей.
Закон № 343-ФЗ изменяет десять из 17 статей Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ). Кроме того, вводится еще одна новая статья. Что ожидать организациям и работникам от нововведений?
В прошлом году пособие по временной нетрудоспособности выплачивалось за счет средств работодателя за первые два дня болезни. За счет средств ФСС России оплачиваются последующие дни. Такой порядок был предусмотрен в подп. 1 п. 2 ст. 3 Закона № 255-ФЗ.
С этого года данная норма изменится не в пользу работодателей. Только начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности пособие будет оплачиваться за счет средств ФСС России. Уже не два, а три первых дня болезни работника будет финансировать работодатель.
Согласно ст. 3 Закона № 343-ФЗ при назначении, исчислении и выплате пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком) новшества, предусмотренные данным законом, применяются лишь по страховым случаям, наступившим после дня вступления в силу данного закона. Следовательно, если болезнь наступила в 2010 г., доля оплаты больничного листа за счет средств работодателя в пособии по временной нетрудоспособности определяется по старым правилам.
Пример 1
Два работника одного подразделения Петров и Сидоров представили 11 января в бухгалтерию ООО «Дорога» больничные листы с одинаковой продолжительностью болезни — восемь календарных дней. Так получилось, что пособия были рассчитаны им в одинаковом размере — 16 000 руб. Однако больничный Петрова открыт 31 декабря 2010 г., а больничный Сидорова — 1 января 2011 г.
По больничному Петрова применяются старые правила. ООО может рассчитывать на возмещение из бюджета ФСС России 12 000 руб. [16 000 руб. : 8 дн. х (8 дн. – 2 дн.)]. В учете ООО делаются проводки:
Дебет 69-1-1 Кредит 70
— 12 000 руб. — начислено пособие Петрову за шесть дней за счет средств ФСС России;
Дебет 20 Кредит 70
— 4000 руб. (16 000 руб. – 12 000 руб.) — начислено пособие за два первых дня за счет ООО;
Дебет 70 Кредит 68
— 2080 руб. (16 000 руб. х 13%) — удержан НДФЛ;
Дебет 70 Кредит 50
— 13 920 руб. (16 000 руб. – 2080 руб.) — выплачено пособие.
По больничному листу Сидорова применяются новые правила. ООО может рассчитывать на возмещение из бюджета ФСС России 10 000 руб. [16 000 руб. : 8 дн. х х (8 дн. – 3 дн.)]. В учете ООО делаются проводки:
Дебет 69-1-1 Кредит 70
— 10 000 руб. — начислено пособие Сидорову за пять дней за счет средств ФСС России;
Дебет 20 Кредит 70
— 6000 руб. (16 000 руб. – 10 000 руб.) — начислено пособие за три первых дня болезни за счет ООО.
Проводки по удержанию НДФЛ и выплате пособия на руки не отличаются от приведенных в отношении больничного Петрова.
Согласно ранее действовавшей редакции п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка сотрудника, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного работодателя, предшествующих месяцу наступления страхового случая (начала болезни, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком). Если же застрахованное лицо не имело периода работы непосредственно перед наступлением страхового случая, средний заработок рассчитывается за последние 12 календарных месяцев работы в данной компании, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
С 2011 г. все три вида пособий должны исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующего страхового случая. В расчет нужно брать в том числе время работы (службы, иной деятельности) у других работодателей. Разумеется, для осуществления подобного расчета потребуется справка из других мест работы, о чем мы подробнее расскажем далее.
Проанализировав ст. 13 и 14 Закона № 255-ФЗ в новой редакции, можно выделить несколько различных ситуаций.
Ситуация 1. В момент назначения пособия и два предшествующих года физическое лицо работало у одного и того же работодателя. Тогда, если, например, больничный лист работнику открыт 31 декабря 2011 г., работодатель должен взять в качестве расчетного периода по данному работнику 2010 и 2009 гг.
Ситуация 2. В момент назначения пособия физическое лицо работает только у одного работодателя, но предыдущие два года работало у других работодателей. Тогда, если пособие назначается в 2011 г., расчетным периодом являются 2010 и 2009 гг. Перед работником встает проблема добывания для нынешнего работодателя справок с прежних мест работы.
Ситуация 3. Физическое лицо на момент наступления страхового случая трудится в нескольких организациях и два предшествующих календарных года работало у тех же работодателей. Тогда пособия назначаются и выплачиваются ему работодателями по всем местам работы (службы, иной деятельности). Обратите внимание: ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается лишь одним работодателем по выбору работника. От других организаций работник берет справки, что они не выплачивают ему пособие по уходу.
В этой ситуации пособия исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со ст. 14 Закона № 255-ФЗ, за время работы (службы, иной деятельности) у работодателя, назначающего и выплачивающего пособие. Справки от других компаний о сумме заработка за два расчетных года не потребуются (п. 2 ст. 13 и п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в новой редакции).
Ситуация 4. Физическое лицо на момент наступления страхового случая работает у нескольких работодателей, а два предшествующих календарных года трудилось у других работодателей. Тогда пособия всех трех видов назначаются и выплачиваются работодателем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору работника. В такой ситуации понадобятся справки о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, за два предшествующих календарных года от всех прежних работодателей. Также организации, назначающей пособие, необходимы справки от других нынешних работодателей, что они не назначают и не выплачивают данное пособие физическому лицу (новые п. 2.1 и 5.1 ст. 13 Закона № 255-ФЗ).
Ситуация 5. Физическое лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких работодателей, а два предшествующих календарных года работало как у этих, так и у других работодателей. Тогда пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо как в ситуации 3, либо как в ситуации 4 (новый п. 2.2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ).
Из норм закона можно понять, что решение о месте или местах выплаты пособия принимает сам работник.
Пример 2
Васильев заболел 12 января 2011 г. (дата начала болезни в больничном листе). Расчетным периодом по новым правилам являются 2009—2010 гг. С декабря 2008 г. по ноябрь 2010-го основным местом работы Васильева было ОАО «Роза», с 1 декабря 2010 г. — ООО «Василек». С июля по декабрь 2009 г. он работал по совместительству в ООО «Фиалка», а с сентября 2010 г. — по совместительству в ЗАО «Ромашка».
На момент возникновения страхового случая трудовая книжка Васильева лежит в ООО «Василек». Однако в ЗАО «Ромашка» платят больше, и он принимает решение получить пособие по одному месту работы — в ЗАО «Ромашка». Иначе говоря, ситуация 5 разрешается по схеме ситуации 4.
При этом работник должен представить в ЗАО «Ромашка» больничный лист, справку от ОАО «Роза» о заработке за 2009 и 2010 гг., справку от ООО «Фиалка» о заработке за 2009 г., справку от ООО «Василек» о заработке за 2010 г., справку от ООО «Василек» о том, что назначение и выплата данного пособия по временной нетрудоспособности им не осуществляется.
В любой из перечисленных ситуаций может случиться так, что в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком. Тогда соответствующие годы (год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка (для расчета любого из трех видов пособий) предшествующими календарными годами (годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в новой редакции).
Итак, как вы поняли из примера 2, следующий год будет посвящен изготовлению работодателями и сбору работниками справок о заработке за 2009—2010 гг.
В целях защиты прав работников в Законе № 255-ФЗ появилось множество новых норм. Так, введением дополнения в подп. 3 п. 2 ст. 4.1 на работодателей и других страхователей возлагается обязанность выдавать справки о сумме заработка. В норме говорится, что справки застрахованному лицу выдаются в двух случаях:
— в день прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя;
— по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее трех рабочих дней с даты подачи этого заявления.
Законодатели, видимо, забыли ситуацию п. 2.1 ст. 13 Закона № 255-ФЗ, когда справка требуется с одного из настоящих, а не с бывших мест работы. Однако такая обязанность все равно возникает у таких других страхователей в силу появления нового права у застрахованных лиц (изменения в подп. 2 п. 1 ст. 4.3 Закона № 255-ФЗ): беспрепятственно получать от страхователя справку о сумме заработка.
Форма и порядок выдачи справки должны быть установлены Минздравсоцразвития России. Однако уже из самой нормы подп. 3 п. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ следует, что в отношении увольняющихся или ранее уволенных работников справка должна выдаваться о сумме заработка (заработной платы, иных выплат и вознаграждений) не только за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, но и за текущий календарный год, в который работник уволился. Если работник просит справку у работодателя, у которого он продолжает работать, то текущий год в такую справку включать нет необходимости.
Если работник не намерен долгое время работать у страхователя, который назначает ему пособие, либо планирует другие пособия получать у других страхователей (где он, например, работает по совместительству), то такой работник может заранее сделать заверенные в установленном порядке копии справок о сумме заработка с прежних мест работы. Новым п. 7.1 ст. 13 Закона № 255-ФЗ допускается представление копии справки вместо подлинника.
На практике могут возникнуть ситуации, когда добыть справки с прежних мест работы просто нереально. Например, в случае прекращения деятельности бывшего работодателя-страхователя или его фактического исчезновения. В целях выхода из таких ситуаций в новом п. 7.2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ предусмотрен следующий механизм.
Застрахованное лицо подает страхователю (или территориальному органу ФСС России в случаях, указанных в п. 3 и 4 ст. 13 Закона № 255-ФЗ), назначающему и выплачивающему пособие, заявление о невозможности получения справки от прежнего страхователя. По данному заявлению страхователь (территориальный орган ФСС) направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма указанного заявления, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом ПФР будут в ближайшее время установлены Минздравсоцразвития России.
Обратите внимание: ст. 15 Закона № 255-ФЗ дополнена п. 2.1. В нем говорится, что в случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями справки (справок) о сумме заработка соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа ФСС) сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.
Получается, что для страховых случаев 2011 г. расчетным периодом являются 2010 и 2009 гг. (а в случае отпусков по беременности и по уходу за ребенком, приходящихся на эти годы, и более ранние годы).
Как известно, средний заработок для расчета пособий определяется с 2010 г. по совершенно новым правилам. В него включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС России, и ограничиваются предельной величиной базы для начисления взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (п. 2 и 3.1 Закона № 255-ФЗ).
Но ведь в 2009 г. и ранее страховые взносы в ФСС России по правилам Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не начислялись. А работодатели, применяющие спецрежимы, не платили взносы в ФСС России и в 2010 г. По каким правилам они должны за эти прошлые периоды определять средний заработок? Из статьи 2 Закона № 343-ФЗ следует, что выплаты по всем прошлым периодам и предельную величину этих выплат надо определять по общим правилам начисления страховых взносов в ФСС России применительно к 2010 г.
В новом п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ регулируются ситуации, когда застрахованное лицо в двухлетний период не имело заработка либо когда средний заработок, рассчитанный за двухлетний период, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая. В таких ситуациях средний заработок принимается равным МРОТ на день наступления страхового случая. А если физическое лицо в таких ситуациях на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени сотрудника. Но во всех таких случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше своего минимального размера, установленного Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Размеры пособий увеличатся или уменьшатся?
В статье 3 Закона № 343-ФЗ предусмотрены переходные положения в отношении выплаты пособий по страховым случаям, наступившим до 2011 г. Говорится, что пересчет размера выплаты таких пособий с 2011 г. можно производить по новым правилам только в сторону увеличения.
Может сложиться впечатление, что размеры пособий в целом должны увеличиться. По крайней мере этого могли бы ожидать те, кто в предыдущие два года работал у нескольких работодателей и получал больше, чем сейчас.
Но не все так просто. Законодатели предусмотрели, чтобы этого не случилось.
Напомним, что ранее согласно п. 3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления трех видов пособий определялся путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата. В новой редакции данной нормы слова «число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата» заменены цифрами 730.
Такая замена подразумевает, что в расчет будут браться все периоды за два расчетных года, в том числе те, которые по действующим правилам следовало бы исключить из расчета. В результате размер пособия явно уменьшится.
Дело в том, что согласно п. 7 ст. 14 Закона № 255-ФЗ (в действующей и новой редакциях) особенности порядка исчисления трех видов пособий определяются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В пункте 8 Положения приведен перечень периодов, которые для расчета пособий исключаются из расчетного периода вместе с начисленными за эти периоды суммами. Можно ожидать, что Правительство РФ скоро подкорректирует свое Положение. А то получается, что периоды из п. 8 Положения не исключаются из расчета, а суммы за эти периоды исключаются. В результате сумма пособия может быть еще меньше.