Глобальные поправки внесены в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212ФЗ. Новации предусмотрены Федеральным законом от 08.12.2010 № 339ФЗ. В основном они устраняют пробелы и неточности законодательства о страховых взносах во внебюджетные фонды, выявленные после года работы этого закона.
Первоначальная редакция Федерального закона от 24.07.2009 № 212ФЗ (далее — Закон № 212ФЗ) не содержала положений о том, что плательщики страховых взносов могут иметь законного или уполномоченного представителя для участия в отношениях, регулируемых данным законом. Это создавало ряд проблем.
Например, в ст. 16 Закона № 212ФЗ не говорится, что организации вправе сдавать отчетность во внебюджетные фонды через законных или уполномоченных представителей. Тем не менее в самих формах отчетности такой вариант предусмотрен. В форме РСВ1 ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н, к полю «Дата представления расчета» есть ссылка, что расчет может быть сдан и через представителя. Аналогичный порядок присутствует и в форме 4ФСС РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н (далее — приказ № 871н).
Это несоответствие устранено: в Закон № 212ФЗ внесена новая ст. 5.1 «Представительство в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом». Данная норма вступила в силу с 1 января 2011 г. Таким образом, с этого года уполномоченные представители плательщика страховых взносов будут представлять его интересы в ПФР и ФСС России на основании доверенности, выданной в соответствии с ГК РФ (п. 7 и 8 ст. 5.1 Закона № 212ФЗ).
Поставлена точка в споре, возникшем сразу после введения в действие Закона № 212ФЗ и связанном с обложением страховыми взносами выплат, не предусмотренных трудовыми договорами. Заметим, что изменения не в пользу организаций.
Дело в том, что ранее согласно п. 1 ст. 7 Закона № 212ФЗ к объектам обложения страховыми взносами относились, в частности, выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым и гражданскоправовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. То есть из буквального прочтения нормы можно было сделать вывод, что выплаты, закрепленные коллективными договорами, не включаются в объект обложения, а значит, не облагаются страховыми взносами.
Однако специалисты Минздравсоцразвития России по этому вопросу заняли позицию не в пользу плательщиков страховых взносов: все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные не только трудовыми, но и коллективными договорами, различными соглашениями и локальными нормативными актами по организации, относятся к объекту обложения страховыми взносами. Такие разъяснения Минздравсоцразвития России дало в письме от 23.03.2010 № 64719 и позднее подтвердило неизменность своей позиции в письмах от 19.05.2010 №123919, от 26.05.2010 № 134319, от 05.08.2010 № 251919 и т.д.
Согласно поправкам в п. 1 ст. 7 Закона № 212ФЗ слова «по трудовым договорам и гражданскоправовым договорам» заменены словами «в рамках трудовых отношений и гражданскоправовых договоров». Как видим, законодатели в спорном вопросе поддержали специалистов Минздравсоцразвития России. После вступления изменений в силу нагрузка компаний по обязательным платежам увеличится.
Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы, приведен в ст. 9 Закона № 212ФЗ. Так, в подп. «и» п. 2 ч. 1 данной нормы было сказано, что не облагаются страховыми взносами компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. Данное правило касается только компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении работников или распространяется на компенсации за неиспользованный отпуск, не связанный с расторжением трудового договора?
В своих разъяснениях Минздравсоцразвития России отмечало, что компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск предусмотрена Трудовым кодексом, выплачивается работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей. На этом основании был сделан вывод, что такие выплаты не включаются в базу для начисления страховых взносов (письмо от 19.05.2010 № 123919).
На этот раз законодатели не согласились со специалистами Минздравсоцразвития России. Названная норма ст. 9 Закона № 212ФЗ дополнена абзацем, в соответствии с которым с 2011 г. облагаются взносами компенсации за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников.
Порядок зачета и возврата излишне уплаченных страховых взносов прописан в ст. 26 Закона № 212ФЗ. Но в ней не учтена специфика расчетов по взносам на обязательное социальное страхование. В форме 4ФСС РФ как до появления Закона № 212ФЗ, так и после была предусмотрена возможность зачета суммы превышения расходов на выплату пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных взносов в ФСС России по тому же виду обязательного социального страхования. Причем сумма засчитывалась автоматически при составлении формы 4ФСС РФ внутри расчетных (отчетных) периодов без какихлибо заявлений в соцстрах.
Закон № 212ФЗ не предусматривал подобного механизма зачета. С 2011 г. ст. 15 Закона № 212ФЗ дополнят п. 2.1. Это норма позволит засчитывать внутри расчетного периода в счет превышения платежей в ФСС России сумму превышения расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных взносов в соцстрах. Как мы уже отмечали, такой зачет может производиться только по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. То есть взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в зачете участвовать не должны.
С этого года компании вместе с расчетом по начисленным и уплаченным взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование будут представлять в территориальные органы ПФР сведения о каждом работающем у них физическом лице. Речь идет о сведениях, установленных Федеральным законом от 01.04.96 № 27ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Как и сам расчет, сведения подаются в срок не позднее 15го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Обратите внимание: ст. 2 комментируемого закона вносит изменения и в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27ФЗ. Установлен новый срок для сдачи сведений по персонифицированному учету: с 2011 г. они представляются ежеквартально не позднее 15го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Напомним, что ранее такую отчетность представляли в ПФР до первого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Много споров в прошлом году возникало изза срока сдачи отчетности в ФСС России. Дело в том, что в подп. 2 п. 9 ст. 15 Закона № 212ФЗ сказано, что расчет в ФСС России представляется до 15го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Но в форме 4ФСС РФ, утвержденной приказом № 871н, приведена другая формулировка предельного срока для сдачи отчетности — не позднее 15го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом. То есть исходя из Закона № 212ФЗ последний день для сдачи расчета — 14е число календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а исходя из приказа № 871н — 15е число.
Весной 2010 г. подобную неясность попытались устранить специалисты Минздравсоцразвития России. В письме от 01.03.2010 № 42219 они пришли к выводу, что предельный срок для сдачи расчета по форме 4ФСС РФ — 14е число. И такая точка зрения вполне справедлива. Ведь нормы Закона № 212ФЗ имеют преимущество над положениями приказа № 871н.
Тем не менее с этого года ситуация изменится. Согласно поправкам в п. 2 ст. 9 Закона № 212ФЗ отчетность в соцстрах надо будет сдавать не позднее 15го числа. Таким образом, последний день сдачи расчета по форме 4ФСС РФ не 14е, а 15е число календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
После вступления в силу Закона № 212ФЗ у плательщиков страховых взносов возникла проблема с заполнением платежного поручения на перечисление взносов во внебюджетные фонды. Ведь специальных правил для этого случая не существовало.
Специалисты Пенсионного фонда РФ выпустили разъяснения по поводу заполнения полей платежного поручения на перечисление взносов на пенсионное и медицинское страхование (письмо от 08.12.2009 № 30/187). Они рекомендовали руководствоваться Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2П, и приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».
Комментируемый закон дополнил ст. 18 Закона № 212ФЗ п. 8. В нем сказано, что платежное поручение заполняется в соответствии с правилами, которые устанавливаются Минфином России по согласованию с Центральным банком РФ. После того как Минфин России разработает их или внесет изменения в действующий порядок заполнения платежных поручений на перечисление налогов, компании начнут оформлять платежки, руководствуясь новым документом.
С этого года в Законе № 212ФЗ появился порядок действия организаций при самостоятельном выявлении в платежном поручении ошибки, не приведшей к неперечислению взносов (пеней или штрафов). В данной ситуации плательщик взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика. При этом к заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уплату взносов. Таким образом, со следующего года у организаций будет меньше проблем с уточнением платежей, поскольку теперь эти правила четко прописаны в Законе № 212ФЗ.
Организации с этого года по своей инициативе или предложению ПФР либо ФСС России будут проводить совместную сверку уплаченных взносов. Ее результаты оформляются актом. Это установлено в новом п. 9 ст. 18 Закона № 212ФЗ.
Кроме того, установлен порядок действий работников Пенсионного фонда и ФСС России в случае получения заявления об уточнении платежа. В новом п. 11 ст. 18 Закона № 212ФЗ говорится, что указанные фонды на основании заявления плательщика страховых взносов и акта совместной сверки (если она проводилась) принимают решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты взносов. Об этом плательщика взносов уведомляют в течение пяти дней после принятия решения. Форму решения утверждают ПФР и ФСС России.
После принятия решения фонды пересчитывают пени, начисленные на сумму страховых взносов, за период со дня фактической уплаты взносов до дня вынесения решения об уточнении платежа.
Новые правила уточнения платежей применяются также в отношении пеней и штрафов (п. 12 Закона № 212ФЗ).
Ранее для зачета излишне уплаченных страховых взносов организации подавали в ПФР или ФСС России письменное заявление. На его основании контролирующие органы принимают решение о проведении зачета. Форма заявления утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 № 979н.
С этого года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования решение о проведении зачета излишне уплаченных взносов будут принимать самостоятельно. То есть никакого заявления от организаций больше не потребуется. Изменение внесено в п. 6 ст. 26 Закона № 212ФЗ. При этом плательщики взносов смогут по своему желанию подать заявление о зачете (возврате) взносов.
Решение о зачете излишне уплаченной суммы взносов контролирующие органы выносят в течение десяти дней с даты обнаружения факта излишней уплаты взносов или получения соответствующего заявления либо подписания сверки расчетов.
В течение 2011—2019 гг. пониженные тарифы страховых взносов смогут применять не только организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, но и аналогичные общины народов Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Пониженные тарифы на 2011—2014 гг. установлены для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (эфир) и (или) издание средств массовой информации, в том числе в электронном виде. Для этих целей в п. 1 ст. 58 введен новый подп. 7. Исключение составляют средства массовой информации, специализирующиеся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера.
Льготой вправе воспользоваться указанные организации и предприниматели, основным видом экономической деятельности которых являются:
— деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (в частности, деятельность в области радиовещания и телевещания или деятельность информационных агентств);
— издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации (в части издания газет, журналов, периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций).
Упомянутые организации будут платить страховые взносы по тарифам, закрепленным в п. 3.1 ст. 58. Их размер в 2011 г. составит 26%, в 2012 г. — 27, 2013 г. — 28, 2014 г. — 30%.
Порядок подтверждения такими компаниями основного вида экономической деятельности устанавливается Правительством РФ. Помимо этого Правительство РФ должно выбрать орган исполнительной власти для ведения реестра данных организаций и предпринимателей и его передачи в органы контроля за уплатой страховых взносов.
Если по итогам отчетного (расчетного) периода вид экономической деятельности названных плательщиков не будет соответствовать заявленному виду экономической деятельности или эти организации и предприниматели будут исключены из соответствующего реестра, они лишатся права применять пониженные страховые взносы. Тогда с начала периода, в котором было допущено несоответствие или произошло исключение из реестра, сумма страховых взносов подлежит восстановлению и перечислению во внебюджетные фонды. Кроме того, на такие суммы будут начислены пени.
Не забыли законодатели и об индивидуальных предпринимателях, адвокатах и нотариусах, занимающихся частной практикой.
Порядок уплаты страховых взносов для этой категории плательщиков установлен в ст. 14 Закона № 212ФЗ. В ней четко прописан алгоритм начисления и уплаты взносов в случае, когда предприниматели (нотариусы и адвокаты) приступают к осуществлению деятельности не с начала очередного расчетного периода, то есть календарного года. Аналогичных правил для ситуации, когда самозанятые лица прекращают деятельность после начала очередного расчетного периода, в Законе № 212ФЗ не предусматривалось. В пунктах 6, 7 и 8 ст. 16 Закона № 212ФЗ был определен порядок представления расчетов и уплаты страховых взносов в случае прекращения деятельности предпринимателем (адвокатом или нотариусом). Но о том, как рассчитать сумму взносов, ничего не говорилось.
Теперь этот пробел восполнен. В Закон № 212ФЗ введен новый п. 4.1 ст. 14. При прекращении деятельности до окончания календарного года размер страховых взносов за этот период рассчитывается исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором перестала действовать государственная регистрация индивидуального предпринимателя или прекращен либо приостановлен статус адвоката (прекращены полномочия нотариуса). При этом за неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по день официального оформления прекращения деятельности.
В прошлом году индивидуальные предприниматели обязаны были представить в ПФР расчет по начисленным и уплаченным взносам при прекращении ими предпринимательской деятельности до окончания календарного года. Однако срок для этого установлен весьма размытый — до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (п. 6 ст. 16 Закона № 212ФЗ). Хотя для адвокатов и нотариусов в аналогичной ситуации был установлен вполне конкретный срок — 12 дней с даты принятия соответствующего решения уполномоченным органом (п. 7 ст. 16 Закона № 212ФЗ).
В пункт 6 ст. 16 Закона № 212ФЗ внесены изменения. С 2011 г. предприниматель должен сдать расчет в 12дневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Индивидуальный предприниматель (адвокат или нотариус), прекративший деятельность, должен не позднее 15 календарных дней с даты подачи расчета перечислить взносы. А если расчет по какимлибо причинам не представлен? Получается, что и обязанность по уплате взносов не возникает?
С 2011 г. в случае непредставления предпринимателями (адвокатами или нотариусами) в указанные сроки расчета срок уплаты взносов считается наступившим по истечении 30 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения индивидуальным предпринимателем деятельности (прекращения или приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса). Соответствующие изменения внесены в п. 8 ст. 16 Закона № 212ФЗ.
Еще семь новшеств, которые указаны в таблице:
В какую норму Закона № 212ФЗ
|
Суть поправок |
Статья 18 |
Данная норма дополнена п. 5.1, 5.2 и 5.3, в которых установлены обязанности для местной администрации и организаций федеральной почты в случае приема ими от физических лиц страховых взносов наличными денежными средствами |
Введен новый п. 10. В нем для органов контроля за уплатой взносов предусмотрено право требовать от банков копию платежного поручения плательщика на перечисление страховых взносов. Банки должны выполнить такое требование в течение пяти дней с момента его получения | |
Пункт 1 ст. 24 |
Формы, по которым банки сообщают сведения об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета, должны быть установлены органами контроля за уплатой страховых взносов |
Пункт 3 ст. 27 |
Слово «зачете» заменено словом «возврате». Тем самым исправлена техническая ошибка. В первоначальной редакции этой нормы, устанавливающей порядок возврата взносов, на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере социального страхования, возлагалась обязанность для возврата взносов утвердить форму решения о зачете суммы излишне взысканных взносов |
Подпункт 6 п. 3 ст. 29 |
Исправлена техническая ошибка. Теперь контролирующие органы обязаны направлять плательщикам не требование об уплате страховых взносов, а требование об уплате недоимки по таким взносам |
Пункт 4 ст. 33 |
ПФР и ФСС России обязаны установить форму акта, отражающего результаты проверки банков в целях контроля за выполнением ими обязанностей, предусмотренных Законом
|
Статья 51.1 |
Введена новая статья, регулирующая порядок взыскания штрафов с банков за нарушение законодательства РФ о страховых взносах |
Подпункт 1 п. 1 ст. 58 |
На налоговые органы возложена обязанность предоставлять информацию в ПФР и ФСС России о том, что сельскохозяйственные товаропроизводители отвечают критериям
|