На сайте Минэкономразвития появился проект Стратегии развития науки и инноваций до 2020 г. Прежняя стратегия (до 2015 г.), принятая правительством пять лет назад, по сути провалилась. Реальность оказалась хуже самых мрачных прогнозов: большинство ключевых показателей инновационной системы стали ниже уровня, предусмотренного пессимистичным сценарием развития. К сожалению, в проекте новой стратегии, по оценке экспертов, те же ошибки, что и в прежней.
Переход экономик развитых стран на следующий, шестой технологический уклад, научная революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике резко повысили неопределенность в развитии России. Ведь основу специализации нашей страны на мировых рынках составляет экспорт традиционных энергоносителей.
Экономический кризис усилил опасность этого вызова для России, поскольку развитые страны (США, Япония, старые члены ЕС), а также растущие экономики Китая, Индии, Бразилии использовали инвестиции в «инновационный рывок» в качестве ключевой антикризисной меры.
Инвестиции, которые предполагалось осуществлять в течение нескольких лет, в этих государствах были резко «приближены». В рамках антикризисных пакетов развитых стран были выделены десятки миллиардов долларов дополнительных инвестиций в развитие медицины, биотехнологий, альтернативной и возобновляемой энергетики, атомной отрасли, информационных технологий. Столь мощные финансовые вливания могут на 3—5 лет приблизить смену технологического уклада.
Кризис не стал лекарством
В России перспективные в плане инновационного развития сектора экономики, наоборот, оказались в числе наиболее пострадавших от кризиса. Авиастроение, судостроение, космическая отрасль и электронная промышленность сегодня в долгах.
Перспективы улучшения ситуации в этих отраслях связывались в значительной степени с их модернизацией при поддержке государства. В 2009—2010 гг. удалось сохранить их бюджетную поддержку, но ее хватило только для выживания крупнейших предприятий.
Лишь треть важнейших показателей, запланированных в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 г., была достигнута на первом этапе ее реализации (2006—2007 гг.). Большинство параметров оказалось ниже уровня, предусмотренного инерционным сценарием (не учитывающим мероприятий, проводимых в рамках Стратегии). Более того, некоторые параметры продемонстрировали негативную динамику.
На втором этапе (2008—2010 гг.) выполнения Стратегии развития науки и инноваций до 2015 г. средний уровень достижения запланированных показателей составил около 40%. Но большинство параметров по-прежнему не достигает даже уровня, предусмотренного инерционным сценарием, а отдельные ключевые индикаторы сохраняют негативную динамику.
Ни частный, ни государственный сектор не проявляет достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий, по оценке Минэкономразвития, значительно уступает показателям стран — лидеров в этой сфере. Расходы на НИОКР в 2008 г. в России оцениваются в 1,04% ВВП против 1,43% в Китае, 2,3% в странах ОЭСР, 2,77% в США и 3,44% в Японии.
Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой. В 2009 г., по данным Минэкономразвития, разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4% общего числа предприятий отечественной промышленности. Это намного ниже значений, характерных для Германии (69,7%), Ирландии (56,7), Бельгии (59,6), Эстонии (55,1), Чехии (36,6%). Очень мала доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий (11,8%).
«Меня не могут не беспокоить затухающие темпы инновационной активности российских предприятий, — подчеркивает ректор ВШЭ Ярослав Кузьмин. — Кризис очищает экономику от неудачных неэффективных производств и предприятий. Этого не произошло, как не произошло активного перераспределения рабочей силы — от неэффективных производителей к более эффективным. Не произошло санации отраслей, которые традиционно уходят из экономик стран. Фактически экономика сегодня стоит перед новым вызовом. Мы должны попытаться теперь выполнить работу, которую не сделал кризис».
Льготы не для всех
С мнением независимых экспертов в принципе согласны и специалисты Минэкономразвития. В проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., подготовленном министерством, критической проблемой признается создание мотивов инновационного поведения предприятий и углубление их кооперации с сектором исследований и разработок.
Императивом перехода экономики на инновационный путь развития является кардинальное повышение инновационной активности бизнеса, отмечается в проекте. Необходимо резкое, кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса, а также динамики появления новых инновационных компаний. Бизнес должен воспринимать инновации не как хобби и тем более не как обязанность перед государством, а как жизненно важную для перспектив развития компании, повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках модель поведения.
Однако кроме красивых слов о роли бизнеса в переходе экономики на инновационный путь развития нужны конкретные меры, стимулирующие большинство отечественных предприятий к внедрению нововведений, а их в проекте Стратегии недостаточно.
Опрос, проведенный «ЭЖ» среди представителей российских компаний, показывает, что самые большие сложности при внедрении инноваций у предприятий возникают из-за неблагоприятной бизнес-среды, особенно коррумпированности чиновников (39%), которая мешает формированию свободной конкуренции.
Второе место среди барьеров, тормозящих инновации, занимает нехватка финансовых средств. Именно недостаток денег выдвинули в качестве главного препятствия для инновационного развития своих компаний 33% опрошенных.
На третьем месте — низкая культура инноваций, которая пока явно недостаточна для массового внедрения новых технологий и бизнес-процессов у работников 30% опрошенных предприятий. А 24% компаний не хватает квалифицированных сотрудников.
В проекте Стратегии самые мощные стимулы для инновационного развития предприятий заложены для Инновационного центра «Сколково». Предусмотрено установление льготного налогового режима (налог на прибыль — 0% в течение десяти лет, освобождение от НДС в течение десяти лет, налога на имущество организаций, обязательные страховые взносы на уровне 14% нагрузки на ФОТ и проч.).
И только в перспективе предполагается существенное снижение налоговой нагрузки на новые частные высокотехнологичные компании, созданные в чистом поле, на определенный период (пять — семь лет) после их учреждения и с учетом объема осуществленных частных инвестиций.
Перевод российских предприятий на инновационный путь развития невозможно осуществить за счет фрагментарных усилий, уверен академик РАЕН, д.э.н. Михаил Гельвановский. «Восстановление технологической базы отечественной экономики, которая сейчас не просто устарела, а изношена на 80%, требует повсеместного внедрения нового оборудования и современных технологий. Мы фактически стоим на гнилых ногах», — замечает директор Национального института развития РАН.
Борьбу с коррупцией давно пора вести не на бумаге, а на деле, только тогда будут сформированы условия для свободной конкуренции между участниками экономических процессов, уверен М. Гельвановский.
Не просматриваются пока меры массового стимулирования российских компаний к внедрению инноваций и в механизмах реализации Стратегии. В проекте предусматривается построение четкой иерархии документов стратегического планирования, определяющих государственную политику в сфере науки и инноваций. Основными документами будут Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. и разработанная на ее основе Стратегия инновационного развития на тот же период.
Документами второго уровня станут государственные программы. Для реализации Стратегии будут сформированы госпрограммы развития образования, сферы исследований и разработок, поддержки инновационной активности в экономике, развития информационного общества, а также высокотехнологичных секторов экономики, документами третьего уровня — региональные стратегии инновационного развития.
По мнению независимых экспертов, при всей важности государственных программ инновационное развитие экономики станет реальностью, когда основная масса компаний займется внедрением новых технологий во всех отраслях экономики.
Положение усугубляется тем, что государство намерено сокращать свою долю в затратах на исследования и разработки с 64,7 до 35% при общем росте этих расходов в стране с 1,32% ВВП до 2,4%.
Непонятно, откуда возьмутся деньги на исследования и разработки, если не будет мощных стимулов для российских компаний.
Сравнение целевых показателей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 г. с фактическими показателями за 2005—2010 гг.
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Удельный вес используемых передовых производственных технологий, включающих объекты интеллектуальной собственности, в общем их числе, % | ||||||
инерционная динамика |
1,65 |
1,7 |
1,9 |
1,92 |
1,93 |
1,94 |
с учетом реализации Стратегии |
1,65 |
1,8 |
2 |
2,5 |
2,7 |
4 |
фактически |
2,2 |
1,3 |
1,8 |
1,3 |
0,7 |
0,9 |
Прирост числа малых инновационных предприятий, тыс. | ||||||
инерционная динамика |
60 |
62 |
65 |
68 |
70 |
75 |
с учетом реализации Стратегии |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
85 |
фактически |
82 |
37 |
40 |
–30 |
–43 |
–20 |
Коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями в стране, в расчете на 10 000 населения) | ||||||
инерционная динамика |
1,65 |
1,7 |
1,9 |
1,92 |
1,93 |
1,94 |
с учетом реализации Стратегии |
1,65 |
1,8 |
2 |
2,5 |
2,7 |
4 |
фактически |
1,66 |
1,96 |
1,93 |
1,95 |
1,8 |
1,85 |
Источник: Минэкономразвития России