Сделка признана недействительной: последствий не избежать («Бухгалтерское приложение», № 03, 2011 г.)

| статьи | печать

Если договор купли-продажи признан недействительным, больше всего проблем возникнет у покупателя, особенно если приобретенное имущество признано основным средством и до отмены сделки использовалось в деятельности компании. В письме от 27.12.2010 № 03-03-06/2/221 специалисты Минфина России оценили налоговые последствия такой хозяйственной ситуации.

Оснований для признания сделки недействительной много. Они прописаны в параграфе 2 главы 9 Гражданского кодекса: несоответствие закону, противоречие основам порядка и нравственности, мнимые и притворные сделки, заключение сделки гражданином, который не имел на это права, и т.д.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (ст. 167 ГК РФ). С этим не поспоришь. Но что делать с точки зрения налогообложения? Ведь, как сказано в п. 3 ст. 2 ГК РФ, положения гражданского законодательства не применяются к налоговым отношениям.

Налог на прибыль

Наибольшие трудности возникают, когда недействительная сделка влечет за собой другие хозяйственные операции. Например, организация приобрела автомобиль, начала его эксплуатировать, начисляла по нему амортизацию, страховала его, оплачивала автостоянку. Позже сделка была признана недействительной по вине продавца. Какие из перечисленных затрат можно учесть при расчете налога на прибыль?

С амортизацией придется проститься

В комментируемом письме специалисты Минфина России пришли к выводу, что суммы начисленной амортизации по автомобилю, сделка по приобретению которого впоследствии была признана недействительной, компания не вправе учесть при расчете налога на прибыль. Дело в том, что в целях налогообложения прибыли амортизируемым признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Сделка признается недействительной с момента ее совершения. Получается, что права собственности на автомобиль у компании-продавца никогда не было. Следовательно, у нее не было амортизируемого имущества в виде автомобиля. Придется восстановить суммы начисленной амортизации и сдать уточненные налоговые декларации. К сожалению, организация в этом случае должна доплатить налог на прибыль и перечислить пени, поскольку из-за исключения сумм амортизационных отчислений из состава расходов у нее образовалась недоимка.

пример

ООО «Проспект» в январе 2011 г. приобрело автомобиль за 780 000 руб. (для упрощения примера НДС рассматривать не будем). Начисление амортизации начинается с 1 февраля 2011 г. Срок полезного использования автомобиля — 40 месяцев.

В июле 2011 г. суд признал сделку по продаже автомобиля недействительной. К этому моменту по нему была начислена амортизация в размере 97 500 руб. (780 000 руб. : 40 мес. х 5 мес.).

Общество уплачивает авансовые платежи по итогам отчетных периодов. Налоговая декларация за 1-е полугодие 2011 г. была подана в налоговую инспекцию 11 июля 2011 г. После решения суда 25 июля 2011 г. банк представил в налоговую инспекцию две уточненные налоговые декларации — за I квартал 2011 г. и 1-е полугодие 2011 г.

Из первой отчетности по налогу на прибыль были исключены расходы в виде амортизации в размере 39 000 руб. (780 000 руб. : 40 мес. х 2 мес.), из второй — 58 500 руб. (780 000 руб. : 40 мес. х  3 мес.).

Кроме того, организация должна уплатить пени по первой налоговой декларации. По второй декларации уплачивать пени не надо, поскольку обе декларации — и первоначальная, и уточненная — были сданы до того, как истек законодательно установленный срок для их подачи.

Многие компании отражают возврат имущества по недействительной сделке как обычную реализацию имущества. В результате у организации не возникает необходимости корректировать налоговую базу прежних периодов и сдавать уточненную декларацию. Но после появления комментируемого письма Минфина России такой вариант отражения операции стал рискованным.

Заметим, что и арбитражные суды поддерживают позицию Минфина России. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 03.08.2010 № А12-12172/2009 сказано, что при расчете налога на прибыль не учитываются в составе расходов амортизационные отчисления на имущество, не принадлежащее налогоплательщику на праве собственности. А в рассматриваемом судебном разбирательстве сделку купли-продажи спорного имущества ранее суд признавал недействительной.

Оплату стоянки и страховки можно не пересчитывать

В отношении затрат на оплату страховки и стоянки финансисты заняли более лояльную позицию: такие расходы не надо исключать из налоговой базы по налогу на прибыль. Аргументы следующие.

Во-первых, в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на содержание служебного транспорта, в том числе автомобильного (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Во-вторых, при расчете налога на прибыль в расходы включаются страховые взносы на добровольное страхование средств транспорта, затраты на содержание которого отражаются в налоговом учете организации (подп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ).

В-третьих, после того как организация получила по договору купли-продажи автомобиль, она отвечает за его сохранность. И это правило действовало до тех пор, пока автомобиль не был передан обратно продавцу. Ведь, как сказано в п. 1 ст. 459 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

Значит, затраты на страховку машины и оплату ее стоянки экономически обоснованны и исключать их из налоговых расходов нет оснований.

Перечисленные налоги никто не вернет

Речь идет о налоге на имущество и транспортном налоге, которые компания перечислила в бюджет до признания сделки по приобретению автомобиля недействительной. Минфин России считает, что если эти налоги начислялись правомерно, то на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ их надо учитывать при расчете налога на прибыль в прочих расходах, связанных с производством и реализацией.

Но возникает еще один вопрос: правомерно ли было в данном случае начислять эти налоги, если у компании отсутствовало право собственности на автомобиль?

Налог на имущество

По мнению финансистов, налог на имущество в такой ситуации начислялся правомерно и пересчитывать его не нужно. Это связано с тем, что объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета (ст. 374 НК РФ).

С бухгалтерского баланса автомобиль списывается на основании решения суда. А до вынесения решения объект, учтенный на балансе в качестве основного средства, облагается налогом на имущество. К сожалению, арбитражная практика в этом вопросе на стороне проверяющих (постановления ФАС Московского округа от 08.05.2007 № КА-К41/3570-07, Западно-Сибирского округа от 05.06.2006 № Ф04-2893/2005(23120-А70-26) и Северо-Западного округа от 17.04.2003 № А66-7393-02).

Транспортный налог

Как и налог на имущество, транспортный налог в случае признания сделки недействительной не подлежит корректировке. Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в установленном порядке зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ). Объектом обложения транспортным налогом являются транспортные средства, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (ст. 358 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации организация после приобретения автомобиля зарегистрировала его в ГИБДД. В противном случае автотранспортное средство не могло эксплуатироваться. Соответственно за то время, когда автомобиль находился в организации, следовало платить транспортный налог.

Снять автомобиль с учета можно или по собственному желанию, или по решению суда. В последнем случае заявление о снятии машины с регистрационного учета в органах ГИБДД предъявляет должностное лицо, определяемое решением суда (п. 44 и 45 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001).

В данном случае основание для снятия с учета — решение суда. До этого момента автомобиль был зарегистрирован на компанию правомерно. Организация обязана была уплачивать транспортный налог.