Расскажем о том, какие налоговые последствия возникают у турфирм, клиенты которых отказались отправиться в путешествие.
Право туриста вернуть путевку закреплено в Законе РФ от 07.02.92 № 2300-I «О защите прав потребителей» (ст. 32).
Там сказано, что потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги в любое время. При этом он должен возместить исполнителю расходы, произведенные им до получения извещения о расторжении договора. Иными словами, турфирма, формирующая и реализующая тур, возвращая его стоимость, может уменьшить ее на сумму фактических расходов на его формирование. К таким расходам относятся, в частности, оплата стоимости гостиницы, авиабилета, визы, страховки, трансфера. Если к моменту возврата стоимости путевки эти расходы уже понесены и вернуть средства не представляется возможным, они покрываются за счет средств клиента и возврату не подлежат. Следовательно, если турист откажется от поездки за пару дней до ее начала, он рискует вообще не получить назад свои деньги.
Расходы турфирмы на формирование тура, от которого впоследствии клиент отказался, в целях налогообложения прибыли будут являться затратами на аннулированные производственные заказы и отражаться как внереализационные расходы (подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ). Но необходимо учесть, что размер таких расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, ограничен. Он не может быть больше суммы прямых затрат, определяемых в соответствии со ст. 318 и 319 НК РФ (подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ). Косвенные расходы на момент аннулирования заказа будут уже учтены для целей налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 318 НК РФ. Напомним, что к прямым расходам относятся материальные затраты, определяемые в соответствии с подп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ, расходы на оплату труда персонала турфирмы и ЕСН, а также суммы начисленной амортизации по основным средствам.
Признание таких расходов осуществляется на основании акта, который утверждает руководитель турфирмы (подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ). Для определения части суммы прямых расходов, которые ушли на формирование конкретного тура, нужно составить специальный расчет. Очевидно, что данная работа требует больших трудозатрат и организация должна сама решить вопрос о необходимости и эффективности ее выполнения. Кроме того, фирме нужно быть готовой обосновать, почему именно такая сумма включена в расходы.
Суммы возмещенных туристами убытков являются внереализационными доходами (п. 3 ст. 250 НК РФ). Важно отметить, что моментом определения выручки от продажи туристского продукта служит дата окончания тура. Для целей бухучета это установлено в п. 51 Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью, утвержденных Приказом ГКФТ России от 04.12.98 № 402. Мы считаем, это справедливо и для целей налогообложения. Дело в том, что датой получения дохода признается дата реализации услуги (п. 3 ст. 271 НК РФ). Так как у клиента, как было сказано выше, есть возможность расторгнуть договор с туристической фирмой в любой момент, до окончания времени тура услуга не может считаться оказанной. Таким образом, доходы от реализации тура не будут признаны в налоговом учете до момента, когда туристическая фирма сможет узнать о том, что клиент решил отказаться от тура.
Суммы, полученные турфирмой при возврате авиабилетов, отказе от услуг гостиницы и т. д., также признаются внереализационными доходами.
В связи с трагическими событиями в Юго-Восточной Азии некоторые туроператоры России заявили, что вернут туристам все средства, затраченные ими на путевку, в пострадавшие от стихии страны. К сожалению, в России такихоператоров не так много, как в странах Европы. Тем не менее...
Какие налоговые последствия ожидают их в этом случае?
Возвращая всю стоимость путевки, у турфирмы, вероятно, возникнет определенный налоговый риск. Например, когда клиент отказывается от путевки в том же отчетном периоде, в котором приобретен авиабилет, забронирована гостиница и т. д., то есть произведено формирование тура.
В этом случае невозвращенную поставщиками сумму расходов налоговые органы могут признать экономически необоснованной. Дело в том, что на конец отчетного периода будет известно, что эти расходы не связаны с производством и реализацией и являются не косвенными, а внереализационными. У фирмы была возможность покрыть их за счет средств туриста, но она, преследуя определенные цели, этим правом не воспользовалась, что лишает ее права учесть их в целях налогообложения.
Вместе с тем мы полагаем, что организация может найти аргументы для обоснования этих расходов. Например, фирма заботится о своей репутации и старается сохранить клиентов при таком насыщенном рынке туристических услуг, что принесет ей существенные выгоды в будущем. Безусловно, прежде чем принимать решение об уменьшении налоговой базы на суммы таких расходов, фирма должна оценить шансы отстоять свою точку зрения.