Жизнь такая: только успевай поворачиваться. За всем надо уследить, да и о будущем подумать. А тут еще, кроме двух известных бед, активно проявляется третья — любовь к тушению «пожаров», которые сами же и раздуваем. Вот реальный пример. Казалось бы, безделица — трактор «чихнул». От искры вспыхнул склад макулатуры. Пламя тушили почти двое суток. А потом еще целую неделю летали над городом пепел и обгоревшие бумажные хлопья. В бизнесе тушение пожара (как в прямом, так и в переносном смысле) называется разрешением проблемы. А принятие своевременных мер, чтобы огонь не вспыхнул, — управлением рисками.
Риск и проблема
Риск всегда — вероятностное будущее, проблема — настоящее.
В более широком смысле под риском в бизнесе понимают следствие действия либо бездействия, в результате которого существует реальная возможность получения результатов, влияющих на деятельность предприятия, на достижение целей бизнеса как положительно, так и отрицательно.
Пугаться риска не следует, его надо предвидеть, стремясь снизить до более низкого уровня, управлять им, чтобы он не превратился в проблему. Ведь известно, профилактика болезни дешевле лечения. Поэтому руководители предприятий вводят в систему управления функции риск-менеджмента как комплекс мер по снижению вероятности случайных негативных событий и их последствий.
Идентификация
Чтобы риски идентифицировать, их необходимо классифицировать. При этом:
- риски нельзя объединять, это может привести к снижению их значимости и неправильным управленческим решениям;
- каждый риск должен определяться и оцениваться отдельно, чем точнее он идентифицируется, тем легче принять адекватное ему решение.
Но все виды рисков тесно взаимосвязаны, и между ними имеется определенная корреляция.
Основная трудность при выявлении и идентификации рисков — недостаточность достоверной информации или полное ее отсутствие. Но чаще всего — невнимание к ней. Ведь тот злополучный трактор «чихал и кашлял» давно. Ему бы «микстуру попить» — ремонт сделать. А его на работу, да еще на склад макулатуры.
Если для выявления финансовых рисков, связанных, например, с торговыми операциями или поставками, можно воспользоваться платежными и договорными документами, то для выявления других рисков остается изучение опыта сотрудников, предотвративших тот или иной риск или столкнувшихся с проблемой.
Или вот еще «случай из жизни». В бухгалтерии сами собой вдруг неожиданно «вырубались» все компьютеры.
Идентификация этого риска — почему так происходит — оказалась простой: когда все компьютеры включены, нельзя включать чайник.
Поэтому для построения на предприятии риск-менеджмента как системы управления рисками необходимо накапливать базу знаний обо всех возможных рисках, пользоваться корпоративными правилами и инструкциями по их снижению или устранению. После выявления риска его необходимо четко сформулировать.
Анализ и оценка
Для анализа и оценки рисков применяют математические расчеты, экономические модели, статистические данные. Если для финансовых компаний, банков все методы хорошо проработаны, то оценка рисков предпринимательской деятельности часто сводится к интуитивному предчувствию руководителя, в лучшем случае — к расчету пары экономических коэффициентов. А этого явно мало для оценки финансовой устойчивости предприятия с учетом присущих ему рисков.
Предприятиям для анализа рисков можно использовать метод экспертных оценок.
Для этого строятся таблицы (табл. 1, 2).
Качественный анализ рисков предполагает выявление наиболее опасных областей их возникновения и влияния. При этом полезно оценить максимальную величину потерь, если риск превратится в проблему.
Количественный анализ заключается в сборе и обработке данных из различных источников и базируется на личном опыте руководителей.
Решения
Решения по управлению рисками сводятся к разработке инструкций, регламентов, внутренних правил финансово-хозяйственной деятельности. Снижению рисков способствуют требования строгого соблюдения противопожарной безопасности, полной предоплаты отгружаемого товара, проведение технических инспекций, регулярное архивирование базы данных.
Одним из методов риск-менеджмента является страхование, главное при этом определить, какие риски можно передать страховщику.
Полезны также выработка стратегий, планов и конкретных шагов по предотвращению рисков, наблюдение и своевременное корректирование ситуации в отношении ранее принятых решений. Но самое важное — составление отчетов, накопление информации о рисках и формирование базы знаний.
Реализация предпринимательских способностей происходит на каждом этапе цикла управления, на каждом из них может возникнуть риск.
Уроки
Вероятность принятия неправильного (убыточного) решения зависит от качества и объема используемой информации.
Понятно, что если имеется возможность принятия различных вариантов решения, то выбирается такой, при котором вероятность риска наименьшая. Если же различные варианты в итоге дают один и тот же результат, то выбирается решение, основанное на более качественной информации.
При этом нельзя упустить ее стоимость.
Поэтому использование информационных технологий, соблюдение правил эксплуатации различного рода информационных систем, выполнение инструкций и регламентов по обеспечению информационной безопасности, резервированию баз данных и прочие меры значительно повышают объем и качество информации и снижают вероятность различных рисков.
При управлении рисками наиболее эффективно:
- предугадывать проблемы, вместо того чтобы реагировать на них после возникновения;
- работать над первопричиной, а не над проявляющимися симптомами;
- готовить планы решения проблем заранее, до того как они возникнут;
- использовать понятный, структурированный и воспроизводимый процесс разрешения проблем;
- предпринимать превентивные меры везде, где это возможно.
Источник: компания TopS BI
Риски управления
- Мошенничество со стороны персонала;
- неэффективная организация;
- неспособность руководителей принимать твердые целесообразные решения;
- система вознаграждений, не обеспечивающая соответствующего стимула.
Источник: http://www.cfin.ru