Новое исследование компании Nielsen показало, что почти в половине стран, где был проведен опрос граждан, преобладают настроения потребительского пессимизма. А россияне к тому же стали ощущать себя беднее, чем полгода-год назад.
В IV квартале 2010 г. индекс потребительского доверия снизился в 24 (в том числе в России) из 52 стран мира, по мере того как к концу года потребители расстались с надеждой на скорое восстановление национальных экономик. Безработица, неясные перспективы на рынке труда, растущие цены на продукты питания и коммунальные услуги не позволяют потребителям расслабиться. Таковы результаты глобального онлайн-исследования Nielsen, в ходе которого изучался уровень потребительского доверия в мире, основные источники для беспокойства потребителей и их намерения, связанные с приобретением товаров и услуг. Всего было опрошено около 29 000 регулярных интернет-пользователей.
«Настроения глобальных потребителей в конце 2010 г. были более пессимистичными, чем в начале года. Темпы восстановления экономик и финансовая стабильность вызывают опасения, и текущие показатели в целом ряде стран далеки от позитива. Похоже, затяжная рецессия становится новой нормой», — говорит Д-р Венкатеш Бала, главный экономист The Cambridge Group (часть Nielsen).
Глобальный индекс потребительского доверия в конце 2010 г. не изменился по сравнению с III кварталом 2010 г. и составил 90 пунктов, что, впрочем, на два пункта ниже, чем в начале года. Пик роста пришелся на II квартал, когда индекс потребительского доверия в мире достиг 93 пунктов.
В России показатели несколько ниже: в конце IV квартала индекс потребительского доверия составил 88 пунктов, как и в II квартале 2010 г. «Несмотря на сохранение уверенности в источнике своих доходов, конец 2010 г. россияне встретили с ощущением, что стали беднее. Увеличиваются цены на продукты питания и коммунальные услуги. Растущая стоимость жизни — основная причина невысокого уровня потребительского доверия в России», — комментирует результаты исследования в России Дуайт Уотсон, генеральный директор «Nielsen Россия».
Исследование Nielsen в России показало, что готовность потребителей тратить заметно снизилась, а стремление откладывать укрепляется. Однако в реальной жизни стремление к накоплению наталкивается на ограниченное предложение интересных банковских продуктов. Тем не менее общая тенденция такова, что лишь 31% опрошенных россиян считает, что сейчас удачное время расходовать свободные средства на приобретение товаров и услуг (для сравнения: 41% в III квартале). Наблюдается снижение количества потребителей, готовых покупать товары не первой необходимости. При этом стабильно высокое и практически не изменившееся с начала года количество респондентов (42%) планируют делать сбережения. Сегодня это второй по популярности способ применения свободных средств.
«Если судить по реакции российских потребителей, для них штормовая фаза кризиса позади, но прагматичное и умеренное покупательское поведение, которое они демонстрировали в 2010 г., окажет влияние и на 2011 г., что может препятствовать быстрому восстановлению, — считает Д. Уотсон. — Возможно, основные стратегии экономии останутся в силе: фокус на базовые товары по справедливым ценам, товары длительного спроса — по необходимости, сокращение расходов на ЖКХ».
Вместе с тем при всех колебаниях настроений российских потребителей и их неуверенности в том, что при нынешнем росте цен сейчас подходящее время тратить, Россия с показателем индекса потребительского доверия 88 пунктов входит в десятку самых оптимистичных рынков в Европе (девятое место).
Самые пессимистичные страны тоже оказались в Европе. Это Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания. По результатам 2010 г. Европа — самый пессимистичный регион мира с показателем индекса 79 пунктов.
Самым оптимистичным регионом мира с показателем индекса 100 пунктов (+6 пунктов по сравнению с предыдущим годом) стала Латинская Америка, затем Азиатско-Тихоокеанский регион с показателем 97 пунктов (+6 пунктов год к году).
К сведению
The Nielsen Company — глобальная информационная и исследовательская компания с ведущими позициями в области маркетинговой и потребительской информации, исследования телевидения и других средств массовой информации, интернет-исследований, исследований мобильного сегмента, профессиональных форумов и сопутствующих направлений деятельности. Это частная компания, работающая почти в 100 странах мира, со штаб-квартирой в Нью-Йорке.