Новое в законодательстве о рекламе в 2005 году
Год минувший ознаменован серьезными изменениями в законодательстве о рекламе, касающимися прежде всего рекламы пива. В первую очередь на законодательном уровне было закреплено, что распространяемая любыми способами реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна содержать информацию о том, что их употребление имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния, а также является одним из способов утоления жажды.
Введены были и временные ограничения для рекламы пива. Она не должна размещаться в радио- и телепрограммах с 7.00 до 22.00 по местному времени.
!С 1 января 2005 годавступило в силу еще одно ограничение, запрещающее использовать в рекламе пива образы людей и животных (ст. 1—2 Федерального закона от 20.08.2004 № 115-ФЗ «О внесении изменения в ст. 16 Федерального закона «О рекламе»). При этом норма не содержит перечня таких образов (например, спортсмен или бизнесмен, студент, школьный учитель и т. д.). Следовательно, в рекламе пива вообще недопустимо использование каких бы то ни было образов людей.
?Но если в отношении образов людей все более-менее понятно, то образы животных вызывают вопросы. Например, многие рекламодатели и рекламораспространители озадачены: допустимо ли использование в данном случае образов немлекопитающих — птиц, насекомых, рыб, а также крокодилов и черепах?
С одной стороны, в Законе «О животном мире» (от 24.04.95 № 52-ФЗ) под «животным миром» понимается совокупность живых организмов всех видов диких животных. Объектом животного мира является «организм животного происхождения (дикое животное) или и их популяция». Термин «животное» в данном Законе, к сожалению, не раскрыт. Однако нигде в его тексте не говорится о том, что понятия «животное» и «млекопитающее» рассматриваются как синонимы.
С другой стороны, обратившись к толковым словарям русского языка, мы увидим, что термин «животное» применяется ко всем организмам, не относящимся к миру растений (и промежуточному миру — грибов). Таким образом, ролик про тараканов, проводящих досуг за кружкой пива, тоже может оказаться вне закона.
Говоря об употреблении расслабляющих напитков, отметим, что Президент РФ отклонил ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе», принятый Госдумой РФ и Советом Федерации в конце прошлого года. Владимир Путин отметил, что необходимо уточнить сферу действия данного федерального закона, который, по его мнению, не должен распространяться на розничную продажу и потребление пива с содержанием этилового спирта менее 0,5%.
С 1 января 2005 года так- же вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 02.11.2004 № 127-ФЗ. В соответствии с ним за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы устанавливается государственная пошлина в размере 1500 руб., которая подлежит уплате в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Внесены изменения и в п. 2 ст. 15 Закона «О рекламе»: «Распространение рекламы на почтовых отправлениях осуществляется только с разрешения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Порядок выдачи разрешений определяется указанным органом». Норма, согласно которой размер платы, взимаемой за выдачу таких разрешений, не должен превышать величину расходов на проведение работ по выдаче разрешений, из статьи исключена.