На днях Госдума и Совет Федерации одобрили закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». На момент подписания номера в печать он был направлен Президенту РФ на подпись. С большой долей вероятности можно утверждать, что этот закон, инициированный президентом, будет подписан в самое ближайшее время.
В настоящее время вопросы судоустройства в России регулируются главным образом Законом РСФСР от 08.07.81 «О судоустройстве РСФСР» и Федеральным конституционным законом от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — Закон № 1-ФКЗ).
Заметим, что для арбитражных судов принят свой Федеральный конституционный закон от 28.04.95 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». А для судов общей юрисдикции аналогичного закона нет, хотя он необходим в силу ст. 128 Конституции РФ.
Наконец этот пробел в законодательстве будет восполнен. Одобренный федеральный конституционный закон (далее — Закон) устанавливает порядок формирования, состав и компетенцию судов общей юрисдикции в РФ, а именно: Верховного суда РФ, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также районных судов.
Полномочия подробно
Закон повторяет положения Закона № 1-ФКЗ в части разделения судов общей юрисдикции на федеральные и суды субъектов РФ, а также уточняет их полномочия.
Суды общей юрисдикции рассматривают:
-
все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством РФ рассматривают другие суды;
-
все уголовные дела, иные дела, отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.
Отметим, что в Законе подробно прописаны полномочия Верховного суда РФ, Пленума, Президиума, апелляционной и судебных коллегий ВС РФ. Кроме того, Закон перечисляет полномочия Председателя ВС РФ и его заместителя. Закреплена и компетенция верховных судов республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.
Ближе к народу
В части деятельности районных судов сделан акцент на обеспечении данными судами права граждан на доступность правосудия.
Так, при формировании состава районного суда судьи должны быть назначены на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.
Данное количество надлежит определять Судебному департаменту при ВС РФ по согласованию с председателем верховного суда соответствующей территории в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Кроме того, по аналогии с арбитражными судами Закон предусматривает возможность создания так называемого постоянного судебного присутствия — обособленных подразделений районных судов, осуществляющих его полномочия. Это также служит цели приблизить правосудие к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях.
Постоянное судебное присутствие может быть образовано федеральным законом в составе районного суда. Но располагаться оно будет вне места его постоянного пребывания.
К компетенции районного суда Закон относит рассмотрение:
-
всех уголовных, гражданских и административных дел в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов;
-
апелляционных жалоб, представлений на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района, а также дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
-
дел об административных правонарушениях в случаях, установленных федеральным законом.
Также районный суд вправе обратиться в КС РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.
Вступление в силу
Закон вступит в силу через месяц после опубликования, за исключением положений, касающихся полномочий судов общей юрисдикции в качестве апелляционных инстанций.
Напомним, что в прошлом году в Гражданский процессуальный кодекс были внесены поправки, согласно которым в апелляционном порядке можно будет обжаловать решение суда любого уровня, не вступившее в законную силу (а не только мирового судьи, как сейчас). Они начнут действовать с 1 января 2012 г.
В связи с этим Закон, устанавливая полномочия апелляционной коллегии ВС РФ, а также полномочия в качестве судов апелляционной инстанции судебных коллегий верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, отодвигает вступление этих положений в силу также до начала 2012 г.