С бухгалтерской отчетности 2011 г. вместо ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» необходимо применять новое ПБУ 12/2010 с аналогичным названием, утвержденное приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н. Новый порядок отличается от прежнего.
Принятие нового ПБУ обусловлено глобальной целью привести российские стандарты по бухгалтерскому учету в соответствие с МСФО. Прототипом ПБУ 12/2010 является новый стандарт IFRS 8 «Операционные сегменты». По крайней мере правоприменители нового ПБУ определены аналогично тому, как это сделано в IFRS 8.
Итак, в соответствии с ПБУ 12/2010 информацию по сегментам в пояснениях к бухгалтерской отчетности обязаны раскрывать коммерческие организации (за исключением кредитных) — эмитенты публично размещаемых ценных бумаг (далее — эмитенты). В отличие от нового стандарта ПБУ 12/2000 применялось коммерческими компаниями (кроме кредитных организаций) при составлении сводной бухгалтерской отчетности при наличии у них дочерних и зависимых обществ, а также если на них учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.
В комментируемом ПБУ не разъясняется термин «эмитенты публично размещаемых ценных бумаг». Нет его и в других нормативных документах. Возникает вопрос: с какого момента организация может считаться эмитентом в целях применения ПБУ 12/2010? На наш взгляд, ответ на него содержится в МСФО (IFRS) 8. В них говорится о предприятии, долговые или долевые инструменты которого обращаются на открытом рынке (внутренней или зарубежной фондовой бирже или внебиржевом рынке, включая местные и региональные рынки) или которое подало или находится в процессе подачи своей финансовой отчетности в комиссию по ценным бумагам или в другую регулирующую организацию с целью выпуска инструментов любого класса в обращение на открытом рынке.
Таким образом, как только организация приняла внутреннее решение о выпуске своих акций или облигаций для обращения на открытом рынке, она обязана применять ПБУ 12/2010. Причем не важно, сдает ли она сводную отчетность, является ли она субъектом малого предпринимательства.
В силу п. 2 ПБУ 12/2010 всем иным организациям (не являющимся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг) предоставлено право выбора. Если они примут решение о раскрытии информации по сегментам в отчетности, они обязаны применять ПБУ 12/2010. Такое решение должно быть зафиксировано в приказе об учетной политике.
Отметим, что информацию по сегментам следует представлять заинтересованным пользователям. Эта информация позволит оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности. Причем согласно п. 3 ПБУ 12/2010 подобную информацию представлять не надо структурам, которым отчетность сдается «для иных специальных целей», в частности органам статистики и банкам. Полагаем, что и налоговым органам такая отчетность не требуется.
По правилам ПБУ 12/2000 можно было одновременно выделять операционные и географические сегменты. Операционные сегменты — это часть деятельности по производству определенного товара (работы, услуги) или однородных групп товаров (работ, услуг). Географические — часть деятельности по производству товаров (работ, услуг) в определенном географическом регионе. Причем если организация выбирала за отчетные одновременно и операционные, и географические сегменты, в большинстве случаев информация по операционным сегментам признавалась первичной, а по географическим — вторичной.
В ПБУ 12/2010 все несколько иначе. Отчетная информация по сегментам не подразделяется на первичную и вторичную. В зависимости от организационной и управленческой структуры организации, а также ее системы внутренней отчетности основа для выделения сегментов может быть различна. В пункте 6 ПБУ 12/2010 приведены наиболее типичные примеры такой основы:
— по видам или группам видов производимой продукции (товаров, работ, услуг);
— основным покупателям (заказчикам);
— географическим регионам осуществления деятельности;
— структурным подразделениям организации.
Отметим, что в IFRS 8 такие примеры не приводятся. Зато точно так же дается общий принцип выделения сегментов. Согласно п. 5 ПБУ 12/2010 выделение сегментов заключается в обособлении информации о части деятельности:
— которая способна приносить экономические выгоды и предполагает соответствующие расходы (включая подразумеваемые выгоды и расходы от операций с другими сегментами);
— результаты которой систематически анализируются лицами, наделенными полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов;
— по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.
Из пункта 23 ПБУ 12/2010 можно понять, что в целях выделения сегментов, признанных отчетными, следует выбрать лишь одну основу выделения сегментов. Аналогичный вывод следует и из п. 10 IFRS 8.
Критерии выделения отчетных сегментов из однородной группы сегментов по сути не изменились (п. 10 ПБУ 12/2010 и п. 9 ПБУ 12/2000). Остался прежним и лимит значимости отчетных сегментов в общей выручке от продаж организации — не менее 75% (п. 14 ПБУ 12/2010 и п. 10 ПБУ 12/2000). В целях достижения этого лимита значимости разработчики нового ПБУ учли ситуацию, когда сегментов много, но большая часть из них по отдельности не соответствует количественным критериям отчетного сегмента. В пункте 13 ПБУ 12/2010 предусмотрена возможность объединения двух небольших сегментов в отчетный.
Появился новый рекомендуемый лимит количества отчетных сегментов. Если их более десяти, организация должна попытаться объединить какие-то (п. 15 ПБУ 12/2010).
Изменилось правило в отношении сегментов, которые были отчетными в прошлом периоде, но перестали соответствовать критериям в текущем. Согласно п. 11 ПБУ 12/2000 эти сегменты нужно было выделять как отчетные безусловно. В новом ПБУ появилось условие для такого выделения — наличие предположения, что такой сегмент будет отчетным в будущем.
Если сегмент впервые стал отчетным, по нему все равно представляется сравнительная информация за предшествующие периоды (если она имеется и если не нарушается требование рациональности бухучета) (п. 17 ПБУ 12/2010).