Буквально перед самым Новым годом Президент подписал два Федеральных закона № 205-ФЗ и № 208-ФЗ, которые внесли изменения в главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса. Эти законы вступают в силу 1 февраля 2005 года.
Все ожидали большого количества изменений по спецрежимам, но на деле их оказалось немного.
Всего четыре поправки. Три из них коснулись упрощенной системы налогообложения, а одна — ЕНВД. Несмотря на небольшое количество изменений, все они весьма существенны.
Одна поправка для ЕНВД
Всего одно маленькое, но очень приятное для плательщиков ЕНВД изменение внес законодатель в главу НК РФ, посвященную «вмененке». Этой поправкой законодатель изменил понятие «площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей)», данное в ст. 346.27 НК РФ.
Раньше площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) считалась площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Сформулированное подобным образом определение давало налоговым органам на местах возможность вынуждать налогоплательщиков брать в расчет при определении вмененного дохода действительно все используемые ими в хозяйственной деятельности помещения, в том числе административные, бытовые, складские и др. А ведь это было абсолютно неправильно, поскольку все эти помещения используются не для торговли. У них другое предназначение. Многим приходилось судиться.
!Отныне поводов для подобных споров больше не существует. Согласно принятой поправке при расчете площади торгового зала (зала обслуживания посетителей) подсобные и административно-бытовые помещения, а также помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей, не учитываются.
Три поправки для УСНО
1-я поправка внесена вп. 4 ст. 346.13 НК РФ. В нем перечислены условия, при наступлении которых налогоплательщик, применяющий «упрощенку», обязан вернуться на общий режим налогообложения. Напомним, что раньше таких условий было два:
- если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн рублей или
- если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн рублей.
И все. Никаких иных условий Налоговый кодекс не устанавливал.
Представителей налоговой службы такое положение дел никак не устраивало. Им хотелось, чтобы применение «упрощенки» автоматически прекращалось для налогоплательщика еще в двух случаях: когда изменялась доля
участия других организаций в его уставном капитале (становилась больше 25%) и когда среднесписочная численность работников превышала 100 человек. Руководствуясь исключительно своим желанием, налоговики заставляли налогоплательщиков, оказавшихся в подобных ситуациях, переходить на общий режим. Иногда им это удавалось.
С принятием поправок мечты налоговиков стали реальностью. И теперь таких условий четыре. Отныне превышение среднесписочной численности работников (100 человек) и 25%-ной доли в уставном капитале — законом установленное основание для обязательного возврата с «упрощенки» на общий режим.
2-я поправка тесно связана с первой и, можно сказать, является ее следствием. Она внесена в п. 5 той же ст. 346.13. Суть ее сводится к тому, что в случае наступления хотя бы одного из четырех условий, перечисленных в п. 4. ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.
3-я поправка внесена в п. 2 ст. 346.13. Она касается вновь созданных организаций и зарегистрированных предпринимателей, изъявивших желание применять упрощенную систему.
Эта поправка в большей степени носит редакционный характер. Из фразы «организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя» убрали слова «в текущем календарном году». Необходимость подобного редактирования была вызвана двусмысленностью этой фразы. Ее можно было бы трактовать как разрешение на применение вновь созданным субъектом «упрощенки» лишь до конца текущего года. Тем самым вынуждая субъекта подавать в конце года новое заявление на применение «упрощенки» или же возвращаться на общий режим.
Теперь эта двусмысленность исчезла. Вновь зарегистрированным субъектам не придется подавать заявления о переходе на «упрощенку» дважды.