Данные Росстата о январской инфляции интересны, во-первых, собственно уровнем роста потребительских цен, неприятно удивившим его «болельщиков», и, во-вторых, появившимся приложением, где ценовые индексы представлены в группировке классификатора индивидуального потребления по целям. Последнее ценно тем, что позволяет сопоставлять динамику цен на товары и услуги в международном разрезе — более четко отражать своеобразие российской инфляции на фоне той же Европы.
За январь потребительские цены выросли в России на 2,4% против 1,6% год назад. При всем разгоне темпов инфляции в последние месяцы 2010 г. эксперты и ответственные за экономику чиновники надеялись, что в прошлом месяце прирост цен уложится в 2%. Неудача многих огорчила: от официального прогноза по инфляции на весь нынешний год в пределах 7% только за первый месяц лимит исчерпан на 34,3%. Начались разговоры, что годовой «план» по росту цен уже нереален и надо готовиться к двузначному его значению. Некоторые официальные лица еще надеются, что ценовые дела поправятся и задуманное воплотится. Но надежда слабая. Раскручивает потребительские цены подорожание продуктов питания, а международные эксперты предупреждают, что еда и сырье для нее будут по миру расти в цене чуть ли не до осени, пока новый урожай не стабилизирует ситуацию.
Вот и в январе продовольственные товары в России подорожали на 2,6%, а в годовом сопоставлении — на 14,2%. Для сравнения: в январе 2010 г. эти показатели составляли 1,4 и 6,1% соответственно. Среди отдельных групп и видов продтоваров больше всего относительно прошлого декабря увеличились цены на плодоовощную продукцию (+11,2%), сахар-песок (+7,4%), крупу и бобовые (+6,5%), подсолнечное масло (+4,1%). В частности, за месяц картофель подорожал в среднем на 22,8%, капуста — на 16,8, лук — на 14,3 и морковь — на 13,4%. Продолжили ценовую гонку гречка (+12,7%) и пшено (+9%). В результате стоимость минимального продуктового набора увеличилась за месяц в среднем на 5,5% и составила в конце января 2768,7 руб.
Прирост цен на непродовольственные товары выглядит значительно скромнее — 0,9%, но это в 4,5 раза больше, чем в январе 2010-го. Наибольшее подорожание среди отдельных групп не продовольствия было по бензину (на 4,1%) и табачным изделиям (на 1,6%).
Январь всегда отличается в прямом смысле государственно организованным скачком цен на услуги. В прошлом месяце они прибавили в цене даже больше, чем год назад, — 4,1 и 3,9% соответственно. Как водится, скачок организовали цены на жилищно-коммунальные услуги, выросшие в январе на 9,1%. В частности, вывоз мусора подорожал на 8,5%, водоснабжение и водоотведение — на 12,6, отопление — на 10,6, горячее водоснабжение — на 11, газ — на 7,1 и электричество — на 9,8%. Сезонно подешевели только услуги зарубежного туризма — на 0,3%. Но в этой цифре явно не успели отразиться революционные погромы в Египте. В начале февраля египетский народ эту статистику нам поправил.
О приятном. Росстат внял рекомендациям международных организаций и впервые опубликовал индекс потребительских цен в группировке классификатора индивидуального потребления по целям (КИПЦ) — он же международный классификатор COICOP. Таким образом, обеспечивается детальное сопоставление российской инфляции с динамикой цен в других странах.
Поясним. В привычном для России варианте Росстат представляет индекс цен в разрезе трех группировок — продовольственные товары, непродовольственные товары и услуги. В группировке КИПЦ целей индивидуального потребления — 12 (см. таблицу). В результате многое перемешалось. Например, одежда и обувь «ушли» из непродовольственных товаров и образовали отдельную цель потребления. Аналогичная ситуация с алкоголем и табачными изделиями. Фармацевтическая продукция перекочевала из непродовольственных товаров к медицинским и санаторно-оздоровительным услугам под общую вывеску «Здравоохранение». И так далее. На итоговом индексе потребительских цен это никак не отражается — те же 102,4%.
Согласитесь, в международном классификаторе есть своя, более дотошная, логика. А главное, можно дотошнее сравнивать нашу инфляцию с иностранной (Росстат особенно жалует страны Евросоюза). Раньше такие сравнения он проводил по общей инфляции и по ценам на продукты питания. Будем надеяться, что теперь появятся данные по 12 целям потребления. Интересна и важна ведь не только еда, но и газ, электричество, вода…
Правда, при наших темпах инфляции выглядеть в сравнении с тем же Евросоюзом мы будем, как в калашном ряду. По данным Росстата, за 2001—2009 гг. потребительские цены в России выросли в три раза. Только за 2001 г. они поднялись у нас на 21%, а, к примеру, в Германии за эти девять лет цены подросли всего на 16%.
Инфляция в России — одно из наших национальных чудес. Тут вот солярка у нас стала дороже 92-го бензина. Европе такого не понять. Да поможет нам КИПЦ!
Структура потребительских расходов населения для расчета индекса потребительских цен в группировке КИПЦ в 2011 г.
Наименование групп |
Удельный вес, % |
Все товары и услуги |
100 |
Продукты питания и безалкогольные напитки |
30,651 |
Алкогольные напитки, табачные изделия |
6,096 |
Одежда и обувь |
10,686 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия,
|
11,143 |
Предметы домашнего обихода, бытовая техника
|
6,053 |
Здравоохранение |
3,472 |
Транспорт |
12,114 |
Связь |
3,600 |
Организация отдыха и культурные мероприятия |
6,240 |
Образование |
1,667 |
Гостиницы, кафе и рестораны |
2,666 |
Другие товары и услуги |
5,612 |
Источник: Росстат