Закон об ОМС вступил в силу с 1 января 2011 г., но заработает в лучшем случае с 1 мая. «ЭЖ» уже обращала внимание на эту проблему (см. статью «Минздравсоцразвития запаздывает с принятием подзаконных актов» в № 2 за 2011 г.). На днях об этом громко заговорили сами участники рынка, например гендиректор Межрегионального союза медицинских страховщиков (МСМС) Дмитрий Кузнецов. Он сообщил прессе, что МСМС уже зафиксировал массовые нарушения нового закона.
Свердловской и Тюменской областях гражданам по-прежнему отказывают в праве на выбор страховой компании и работают по договорам с юридическими лицами (работодателями), хотя эта норма из новой редакции закона исключена. В страховых компаниях нарушения объясняют так: пока не будут приняты новые правила ОМС, регламенты замены полисов и ряд других подзаконных актов, работать придется по старому закону.
Полисы ОМС нового образца появятся в стране только в мае. Весь 2011 г. они будут действовать наравне со старыми, но к декабрю гражданам придется определиться как с заменой полиса, так и с новой страховой компанией (или остаться в старой). Как отмечают в Минздравсоцразвития, многие граждане не понимают смысла выбора страховой компании, как, собственно, и смысла присутствия страховых компаний в системе ОМС вообще. Между тем, поясняют в министерстве, смысл есть: страховщики назначены посредниками между клиентом и медучреждением. Вам не понравилось качество оказанной вам медуслуги? Наябедничайте своему страховщику, и он оштрафует виновного или попытается это сделать, хотя это будет непросто: никто толком не знает, как именно медуслуга должна быть оказана. Ведь стандарты на оказание медицинских услуг тоже до сих пор не разработаны.
Минздравсоцразвития и ФФОМС обещают дать совместные разъяснения по поводу введения в действие нового Закона об ОМС сразу же после регистрации Минюстом дополняющих закон нормативных актов, признавая, что сейчас закон фактически не действует.
Тем временем страховщики лоббируют идею повышения процента на ведение дела. Как отметил Д. Кузнецов в интервью агентству «Эксперт РА», все участники системы ОМС должны быть заинтересованы в ее функционировании. Лучший стимулятор для страховых компаний — деньги. «Считается, что для администрирования любого финансового проекта нужно порядка 5% средств. Сначала тоже хотели установить 5%, но нашлось много заинтересованных в снижении этой величины структур. В результате установили величину в пределах 3,5%. А потом эти 3,5% стали уменьшаться, где-то даже до 0,6%. За эти смешные деньги даже полис выдать нельзя», — сказал Д. Кузнецов. В 2009 г. расходы на ведение дела в целом составили в системе ОМС 1,7%. Однако по регионам данные варьировались, местами опускались ниже 1%.
В Минздравсоцразвития готовы обсуждать ставки на ведение дела с учетом необходимости перевыпуска полисов, но на это уйдет время.