Если реконструкция объекта капитального строительства проводилась на основании разрешения, по ее окончании компания обязана обратиться за получением разрешения на ввод этого объекта в эксплуатацию (постановление Президиума ВАС РФ от 25.01.2010 № 11143/10).
Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению дела, отметим, что указанное постановление наконец-то вносит единообразие в судебную практику по данному вопросу.
Дело в том, что в судебной практике есть решения, противоположные тем, которые вынесли нижестоящие суды в рассматриваемом деле. Например, постановление ФАС Уральского округа от 11.03.2010 № Ф09-989/10-С1. Причем Определением ВАС РФ было отказано в передаче этого дела для пересмотра в порядке надзора в Президиум ВАС РФ.
В деле, о котором пойдет речь, коллегия судей ВАС РФ в Определении от 21.10.2010 № ВАС-11143/10 приняла решение о передаче дела в Президиум ВАС РФ. А он, в свою очередь, отменил все состоявшиеся по делу судебные акты.
Фабула
Организация реконструировала здание автозаправочной станции. Для этого она получила разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства. По завершении реконструкции компания продолжила использовать АЗС по назначению, но разрешения на ввод ее в эксплуатацию не получила.
Инспекция государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства сочла, что вести на этой АЗС деятельность по заправке автомобилей и реализации сопутствующих товаров без разрешения на ввод АЗС в эксплуатацию неправомерно, и привлекла организацию к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Полагая, что постановление о привлечении к ответственности вынесено незаконно, организация обратилась в арбитражный суд.
Исковые требования
Организация утверждала, что получение разрешения на ввод АЗС в эксплуатацию не требуется, поскольку автозаправочные станции подпадают под действие п. 4 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса (далее — ГрК РФ), исключающего необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации по таким объектам и соответственно получения разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию.
Напомним, что согласно п. 4 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ не требуется госэкспертиза проектной документации в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более двух, общей площадью не более 1500 кв. м, не предназначенных для проживания граждан и осуществления производственной деятельности. Исключение составляют лишь особо опасные, технически сложные или уникальные объекты.
Судебное рассмотрение
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций признали постановление инспекции незаконным и сделали вывод, что автозаправочные станции действительно подпадают под п. 4 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ и не являются указанным выше исключением.
Суды отметили: из содержания п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» следует, что опасными производственными объектами считаются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, поименованные в приложении 1 к этому закону.
Реестр опасных производственных объектов ведет и регистрирует Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Это установлено в п. 2 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утверждены постановлением Правительства РФ от 24.11.98 № 1371).
А Ростехнадзор приказом от 15.04.2008 № 241 «О мерах по устранению административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности» прекратил регистрацию автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в указанном реестре.
Исходя из этого суды решили, что в настоящее время автозаправочные станции не относятся к опасным производственным объектам. Кроме того, они не являются производственными объектами на основании п. 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных приказом Минэнерго России от 01.08.2001 № 229, и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденного приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст.
Позиция Президиума ВАС РФ
Президиум ВАС РФ не поддержал нижестоящие суды. Он опирался только на нормы ГрК РФ о порядке получения разрешения на строительство.
На основании разрешения на строительство (которое было выдано организации) осуществляются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (ст. 51 ГрК РФ).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме согласно разрешению на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (ст. 55 ГрК РФ).
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Орган, выдавший разрешение на строительство, обязан проверить наличие и правильность оформления документов, прилагаемых к такому заявлению, осмотреть объект капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в его выдаче с указанием причин.
Таким образом, поскольку организации было выдано разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства — автозаправочной станции, по окончании реконструкции АЗС организация обязана была обратиться с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приложив к нему необходимый пакет документов.
Каких-либо исключений, не требующих выдачи разрешений как на строительство, так и на ввод в эксплуатацию автозаправочных станций, ст. 49, 51 и 55 ГрК РФ не содержат. Поэтому организация, получив разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства, должна была получить разрешение и на его ввод в эксплуатацию.
Невыполнение данных требований ГрК РФ образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ. Напомним, этой нормой установлен штраф за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения. Для юридических лиц его размер составляет от 500 000 до 1 000 000 руб.