Кризис, похоже, завершился. Поставщики ИТ-сервисов рапортуют о восстановлении спроса и росте прибыли, компании делятся планами о развитии своих ИТ... Мы воспользуемся оживлением рынка и поговорим о новых ИТ-услугах и технологиях, которые появились в России недавно, но уже стремительно завоевывают рынок благодаря экономичности и гибкости, — облачных вычислениях и виртуализации. Какую реальную выгоду российскому бизнесу способны обеспечить новые технологии и сервисы?
За что мы платим, финансируя ИТ? Этот вопрос приобретает новое звучание в условиях экономики, пережившей масштабный кризис.
Современные руководители не готовы к долгострою и рискам. Они хотят точно знать, сколько средств необходимо для получения конкретного результата, когда инвестиции окупятся, как добиться преимуществ за счет ИТ, на чем сэкономить. Отказаться от развития и новых проектов, сократить персонал, как в период кризиса, невозможно. Надо двигаться вперед. Бизнес начинает по-новому оценивать свое ИТ‑хозяйство, его преимущества и недостатки, искать иные способы развития ИТ и отдачи от уже приобретенных ресурсов. ИТ-инфраструктура должна быть максимально гибкой, существующей в основном за счет операционных издержек. Финансировать ИТ следует поэтапно, получая результат на каждом этапе, а не в долгосрочной перспективе.
Посткризисный рынок требует максимальной гибкости в управлении, умения на ходу менять сценарии развития и оперативно выводить на рынок новые продукты и сервисы. Компании активно изучают новые облачные сервисы, их возможности, ищут способы интеграции своих ИТ с облачными продуктами.
Облачные технологии для бизнеса
Приватные инфраструктурные и платформенные облака, а также облачное программное обеспечение (ПО) существовали в России и раньше. Они поставлялись компаниям из ими же созданных внутрикорпоративных вычислительных сред (частных облаков) на базе собственных дата-центров. Теперь подобные сервисы доступны всем из публичного облака в Интернете в формате «инфраструктуры как сервиса», «программного продукта как сервиса» и «платформы как сервиса».
Чтобы начать использовать эти сервисы, достаточно оплатить их на сайте поставщика. Для работы с ними понадобится доступ в Сеть. Например, для работы с такими софтверными решениями, как системы CRM и ERP, хватит обычного офисного Интернета. Если же компания работает с большими объемами данных, в частности с фотографиями и видео, может потребоваться широкий канал в Интернете. Как показывает практика, канал 1 Мбит/ сек более чем достаточен для работы в таких случаях.
На западном рынке публичные облака активно используют для реализации онлайн-проектов с непрогнозируемой нагрузкой, размещения сред тестирования и разработки, резервирования элементов ИТ-инфраструктуры для повышения отказоустойчивости решений. В целом в публичное облако выносят практически любые элементы ИТ-инфраструктуры, вычисления и ресурсы, исключая строго конфиденциальную информацию, например банковские транзакции. Уровень надежности качественного облачного сервиса значительно превышает уровень надежности традиционного сервиса. В облаке возможно резервирование, не реализуемое на физическом уровне. Однако любой публичный сервис априори не предназначен для размещения конфиденциальных данных. Для них компании создают собственные приватные облака. Но вернемся к публичным облакам, которые способны значительно сократить затраты на ИТ, и рассмотрим каждую категорию сервисов более подробно.
Инфраструктура как сервис, или облачный хостинг, позволяет получить в формате аренды из Сети практически неограниченные мощности. Облачная хостинговая платформа выделяет для компании ровно столько ресурсов, сколько нужно в данный момент. В итоге заказчик получает в пользование недорогую эластичную ИТ-инфраструктуру, где тарификация определяется из расчета реального потребления. На таком хостинге выгодно размещать онлайновые проекты с непрогнозируемой нагрузкой, среды тестирования и разработки, проводить масштабные вычисления. Закупка оборудования и ПО для решения этих задач обойдется дороже облачной инфраструктуры, взятой в аренду.
Важно, как облачный хостинг будет интегрирован с ИТ-инфраструктурой компаний.
В России несколько отечественных облачных сервисов, ориентированных на конкретные потребительские сегменты.
В облачном хостинге для продуктов и решений Windows на платформе Xen и система тарификации, и управление сервисов ориентированы на технического заказчика — разработчика. Универсальный облачный хостинг (пока единственное российское решение) интегрирован с тремя платформами виртуализации — Xen, Microsoft Hyper-V и VMware vSphere 4.0 — и совмещается с любым аппаратным решением. Для заказчика это означает, что стоимость интеграции и сроки проекта будут оптимальны.
Кроме традиционной для облачного сервиса технической поддержки (которая необходима для технического специалиста, но недостаточна для бизнесмена) предоставляется сервис «полное сопровождение проекта в облаке». Это единственное в России и одно из немногих решений в мире. Компания фактически получает в аренду не только мощности по требованию, но и службу специалистов на аутсорсинге.
Сервис «полное сопровождение» пользуется высоким спросом у бизнеса. Многие компании ради него покупают услугу, полностью решая задачи по управлению ИТ-инфраструктурой.
Программное обеспечение как сервис уже востребовано в нашей стране. Вместо покупки ПО, инвестиции в которое нужно возвращать, компания получает в аренду из Сети любое софтверное решение на условии абонентской платы, пробует его и выбирает оптимальное. Ранее гибкость в выборе того или иного софтверного решения была невозможна. Компании зависели от однажды выбранных дорогостоящих платформ и продуктов, что затрудняло внедрение новых эффективных решений. Сегодня облачные программные продукты не менее популярны, чем коробочное ПО. Пример тому — успех облачной CRM-системы Salesforce.com.
Платформа как сервис, или облачная платформа, предоставляет разработчику из Сети готовую платформу для разработки новых программных продуктов, мощности и необходимый функционал. Затраты на разработку нового продукта на традиционной платформе (ее нужно купить и организовать) значительно превышают стоимость платформы в облаке.
Количество подобных облачных проектов в российском сегменте постоянно растет. Пользователям это на руку: с ростом конкуренции улучшится качество продуктов, сервисы станут надежнее, а договорные отношения с поставщиками услуг — комфортнее.
К сведению
Облачные вычисления — Cloud Computing — это стиль разработки и использования компьютерных технологий (вычислений), при котором динамично масштабируемые ресурсы предоставляются через Интернет как сервис (англ., Википедия). Его рассматривают как новый этап развития модели аутсорсинга ИТ-ресурсов.
Термин «облако» используется как метафора, основанная на изображении Интернета на диаграмме компьютерной сети, или как образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические детали.
Основная идея облака — возможность получить через Интернет некоторый вычислительный сервис, не вникая в то, как он физически реализуется. И клиент может при необходимости легко увеличить вычислительную нагрузку.
Облачные ресурсы клиент оплачивает по мере их использования, а реализация вычислений базируется на множестве отдельных технологий.
Достоинства: общее повышение эффективности использования ресурсов (консолидация), возможность применения модели по требованию, снижение капитальных и эксплуатационных затрат заказчиков.
Облака имеют две ключевые характеристики: каков уровень предоставляемых сервисов и кто эти сервисы предоставляет. При такой постановке вопроса в Cloud Computing входят модели трех уровней:
- IaaS ( Infrastructure as a Service) — предоставление аппаратной ИТ‑инфраструктуры (серверы, сети, устройства хранения и проч.);
- PaaS (Platform as a Service) — IaaS + операционная система и, возможно, ее API;
- SaaS — PaaS + приложения для конечных пользователей с доступом через Интернет.
С точки зрения поставщиков сервисов, облака разделяются на внутренние (внутри компании) и внешние.
Внутреннее облако определяется периметром защиты корпоративной ИТ-инфраструктуры (локальные сети и Интернет). Создание внутренних облаков — это, как правило, использование исключительно модели IaaS.
Во внешнем облаке выделяют вопросы государственных границ (учет требований национального законодательства), а также статус конкретного поставщика сервисов (международный, локальный).
(PC Magazine/RE на iPhone 16.01.2010)
Как работают публичные облака
Секрет популярности облаков прост: они значительно удобнее, понятнее и прозрачнее традиционных ИТ-сервисов. Облачные вычисления как интернет-технология позволяют пользователю в любом месте земного шара в любой момент получить любой ИТ-продукт из Сети — через сайт поставщика услуги. Сайт в облачных вычислениях выполняет функцию панели управления услугой: пользователь заходит в панель управления, настраивает услугу и начинает ею пользоваться. На панели управления можно отслеживать и изменять различные параметры услуги, графики тарификации сервиса. Это делает облачный сервис максимально прозрачным для конечного пользователя.
Благодаря облаку компания получает сервис в течение суток не в равном фиксированном объеме, стабильно переплачивая за резервирование и простои ресурсов (как было и остается в рамках традиционных услуг), а по требованию и в необходимом объеме. Такая модель сокращает расходы пользователей — потенциал облака для уменьшения расходов компаний — на 30% и более.
Эффективность облачной модели
В чем же источник сокращения затрат? Дело в том, что вместо построения дорогостоящей ИТ-инфраструктуры из софтверных и аппаратных решений, которые быстро устаревают, нуждаются в обслуживании и развитии, выходят из строя, пользователь получает готовые ИТ-услуги в аренду из виртуальной вычислительной среды, организованной другой компанией. Такой подход позволяет компаниям использовать и оптимизировать собственные ИТ-инфраструктуры, извлекать из них максимальную выгоду.
Большой плюс виртуализации и облачных вычислений не столько в экономии в целом (в среднем виртуализация дата-центра сокращает совокупную стоимость владения втрое), сколько в возможности отказаться от значительных капитальных издержек в пользу небольших операционных. Если для крупных предприятий внутренние ИТ еще могут быть оправданны, то для среднего и малого бизнеса (особенно малого) внутренняя ИТ-инфраструктура неэффективна. Капитальные затраты на серверы, десктопы и приложения (серверы загружены в среднем на 5—7%) означают, что 90% средств выбрасывается на ветер при покупке, а затем на обогрев окружающей среды во время эксплуатации. Кроме того, необходимы средства для обслуживания такого парка оборудования, обеспечивающего непрерывность бизнеса, на развитие и т.д. В подобной ситуации обращение к внешним облачным провайдерам может стать достойной альтернативой.
Важно и другое: подключение любого элемента ИТ‑инфраструктуры на правах аренды придает инфокоммуникационным сервисам и решениям компаний большую гибкость в принятии решений. Приобретение обязывает вернуть инвестицию, но аренда избавляет от этой повинности: в формате «ИТ как сервис» можно опробовать практически все современные ИТ-продукты, продлевая оплату за сервис лишь в том случае, если конкретные решения устраивают. Если решение неудобное, от него можно отказаться, просто отключив сервис.
Облака позволяют избавиться от статьи расходов на коробочное ПО и серверы для развития собственной ИТ‑инфраструктуры: любой элемент ИТ-инфраструктуры, платформу для разработки новых сервисов можно взять в аренду. На принципе аренды базируется и хорошо известный бизнесу аутсорсинг, позволяющий арендовать мощности, специалистов, любой элемент ИТ‑инфраструктуры. В случае с сервисами из облака принцип аренды становится всеобъемлющим: буквально любой ИТ‑сервис доставляется в готовом виде за абонентскую плату.
Обеспечить высокую надежность сервису можно только за счет резервирования. В традиционной ИТ-инфраструктуре оно дорого. Возвращать инвестиции всегда проблематично. Выход — аренда резервных элементов ИТ-инфраструктуры в облаке. Здесь в любой момент за счет природы сервиса можно подключить дополнительное резервирование за минимальные средства.
Практические кейсы в облаке
1 |
Облако для медицинской сети ОН-КЛИНИК |
бюджет на ИТ
|
Летом 2010 г. компания начала страдать от недобросовестной конкуренции и нестабильной работы своего сайта (он работал на мощностях компании — провайдера услуг традиционного хостинга). Решение отключить сайт клиента до прекращения атаки не могло устроить стремительно развивающуюся компанию.
Минимальный пакет услуг лучшей из традиционных хостинговых площадок (с услугами по защите от DDoS-атак), включающий один выделенный сервер, оплату работ наемного администратора и услуги по защите от DDoS-атак, обошелся бы минимум в 100 000—150 000 руб. в месяц. Причем компании явно не хватило бы одного сервера в связи с задачей обеспечить отказоустойчивость ресурса при пиковых нагрузках. Для этого необходимы резервные мощности (за простой которых российский хостинг берет дополнительную плату).
Весь этот пакет услуг «под ключ» ОН-КЛИНИК купила за 55 000 руб. (ежемесячный платеж). Облако минимум вдвое (55 000 руб. вместо 100 000—150 000 руб.) сократило расходы компании ОН-КЛИНИК на ИТ и значительно увеличило надежность решения за счет подключения услуги по защите от DDoS. Любой зрелый облачный сервис на базе виртуализации может предложить рынку такие решения. |
Результаты |
Размещение в публичном облаке оказалось разумной альтернативой для ОН-КЛИНИК. В итоге у компании-заказчика отпала необходимость:
Весь пакет услуг «под ключ» компания приобрела за 55 000 руб. (ежемесячный платеж). Облако минимум вдвое сократило ее расходы на ИТ и значительно увеличило надежность решения за счет подключения услуги по защите от DDoS-атак. |
2 |
Приватное облако для бизнеса |
проект
|
Создание внутреннего облака на базе VMware для банка «Петровский»: уровень консолидации серверов банка достиг 15:1, сокращение площади ЦОД — 60%.
|
Результаты |
|
3 |
Облако для рекламной кампании Lipton |
расходы
|
Запущенный промо-сайт не справился с большим наплывом посетителей. В результате развертывания сайта в облаке (за один рабочий день) затраты на проект сократились в восемь раз. Сайт выдерживает любое количество посетителей за счет мгновенного подключения к нему дополнительных мощностей, обеспечивающих услугу «облачный (или масштабируемый) хостинг».
|
Результаты |
По факту бюджет проекта в облаке составил 25 000 руб. в месяц за поддержку и 6000 руб. за мощность. Статистика по проекту показала, что сайт в облаке благополучно выдержал рост нагрузки до 200 000 посещений в час. |