Новая экономика ИТ-сервисов: включаем счетчик и платим по факту

| статьи | печать

Кризис, похоже, завершился. Поставщики ИТ-сервисов рапортуют о восстановлении спроса и росте прибыли, компании делятся планами о развитии своих ИТ... Мы воспользуемся оживлением рынка и поговорим о новых ИТ-услугах и технологиях, которые появились в России недавно, но уже стремительно завоевывают рынок благодаря экономичности и гибкости, — облачных вычислениях и виртуализации. Какую реальную выгоду российскому бизнесу способны обеспечить новые технологии и сервисы?

За что мы платим, финансируя ИТ? Этот вопрос приобретает новое звучание в условиях экономики, пережившей масштабный кризис.

Современные руководители не готовы к долгострою и рискам. Они хотят точно знать, сколько средств необходимо для получения конкретного результата, когда инвестиции окупятся, как добиться преимуществ за счет ИТ, на чем сэкономить. Отказаться от развития и новых проектов, сократить персонал, как в период кризиса, невозможно. Надо двигаться вперед. Бизнес начинает по-новому оценивать свое ИТ‑хозяйство, его преимущества и недостатки, искать иные способы развития ИТ и отдачи от уже приобретенных ресурсов. ИТ-инфраструктура должна быть максимально гибкой, существующей в основном за счет операционных издержек. Финансировать ИТ следует поэтапно, получая результат на каждом этапе, а не в долгосрочной перспективе.

Посткризисный рынок требует максимальной гибкости в управлении, умения на ходу менять сценарии развития и оперативно выводить на рынок новые продукты и сервисы. Компании активно изучают новые облачные сервисы, их возможности, ищут способы интеграции своих ИТ с облачными продуктами.

Облачные технологии для бизнеса

Приватные инфраструктурные и платформенные облака, а также облачное программное обеспечение (ПО) существовали в России и раньше. Они поставлялись компаниям из ими же созданных внутрикорпоративных вычислительных сред (частных облаков) на базе собственных дата-центров. Теперь подобные сервисы доступны всем из пуб­личного облака в Интернете в формате «инфраструктуры как сервиса», «программного продукта как сервиса» и «платформы как сервиса».

Чтобы начать использовать эти сервисы, достаточно оплатить их на сайте поставщика. Для работы с ними понадобится доступ в Сеть. Например, для работы с такими софтверными решениями, как системы CRM и ERP, хватит обычного офисного Интернета. Если же компания работает с большими объемами данных, в частности с фотографиями и видео, может потребоваться широкий канал в Интернете. Как показывает практика, канал 1 Мбит/ сек более чем достаточен для работы в таких случаях.

На западном рынке публичные облака активно используют для реализации онлайн-проектов с непрогнозируемой нагрузкой, размещения сред тестирования и разработки, резервирования элементов ИТ-инфраструктуры для повышения отказоустойчивости решений. В целом в пуб­личное облако выносят практически любые элементы ИТ-инфраструктуры, вычисления и ресурсы, исключая строго конфиденциальную информацию, например банковские транзакции. Уровень надежности качественного облачного сервиса значительно превышает уровень надежности традиционного сервиса. В облаке возможно резервирование, не реализуемое на физическом уровне. Однако любой публичный сервис априори не предназначен для размещения конфиденциальных данных. Для них компании создают собственные приватные облака. Но вернемся к публичным облакам, которые способны значительно сократить затраты на ИТ, и рассмотрим каждую категорию сервисов более подробно.

Инфраструктура как сервис, или облачный хостинг, позволяет получить в формате аренды из Сети практически неограниченные мощности. Облачная хостинговая платформа выделяет для компании ровно столько ресурсов, сколько нужно в данный момент. В итоге заказчик получает в пользование недорогую эластичную ИТ-инфраструктуру, где тарификация определяется из расчета реального потребления. На таком хостинге выгодно размещать онлайновые проекты с непрогнозируемой нагрузкой, среды тестирования и разработки, проводить масштабные вычисления. Закупка оборудования и ПО для решения этих задач обойдется дороже облачной инфраструктуры, взятой в аренду.

Важно, как облачный хостинг будет интегрирован с ИТ-инфраструктурой компаний.

В России несколько отечественных облачных сервисов, ориентированных на конкретные потребительские сегменты.

В облачном хостинге для продуктов и решений Windows на платформе Xen и система тарификации, и управление сервисов ориентированы на технического заказчика — разработчика. Универсальный облачный хостинг (пока единственное российское решение) интегрирован с тремя платформами виртуализации — Xen, Microsoft Hyper-V и VMware vSphere 4.0 — и совмещается с любым аппаратным решением. Для заказчика это означает, что стоимость интеграции и сроки проекта будут оптимальны.

Кроме традиционной для облачного сервиса технической поддержки (которая необходима для технического специалиста, но недостаточна для бизнесмена) предоставляется сервис «полное сопровождение проекта в облаке». Это единственное в России и одно из немногих решений в мире. Компания фактически получает в аренду не только мощности по требованию, но и службу специалистов на аутсорсинге.

Сервис «полное сопровождение» пользуется высоким спросом у бизнеса. Многие компании ради него покупают услугу, полностью решая задачи по управлению ИТ-инфраструктурой.

Программное обеспечение как сервис уже востребовано в нашей стране. Вместо покупки ПО, инвестиции в которое нужно возвращать, компания получает в аренду из Сети любое софтверное решение на условии абонентской платы, пробует его и выбирает оптимальное. Ранее гибкость в выборе того или иного софтверного решения была невозможна. Компании зависели от однажды выбранных дорогостоящих платформ и продуктов, что затрудняло внедрение новых эффективных решений. Сегодня облачные программные продукты не менее популярны, чем коробочное ПО. Пример тому — успех облачной CRM-системы Salesforce.com.

Платформа как сервис, или облачная платформа, предоставляет разработчику из Сети готовую платформу для разработки новых программных продуктов, мощности и необходимый функционал. Затраты на разработку нового продукта на традиционной платформе (ее нужно купить и организовать) значительно превышают стоимость платформы в облаке.

Количество подобных облачных проектов в российском сегменте постоянно растет. Пользователям это на руку: с ростом конкуренции улучшится качество продуктов, сервисы станут надежнее, а договорные отношения с поставщиками услуг — комфортнее.

К сведению

Облачные вычисления — Cloud Computing — это стиль разработки и использования компьютерных технологий (вычислений), при котором динамично масштабируемые ресурсы предоставляются через Интернет как сервис (англ., Википедия). Его рассматривают как новый этап развития модели аутсорсинга ИТ-ресурсов.

Термин «облако» используется как метафора, основанная на изображении Интернета на диаграмме компьютерной сети, или как образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические детали.

Основная идея облака — возможность получить через Интернет некоторый вычислительный сервис, не вникая в то, как он физически реализуется. И клиент может при необходимости легко увеличить вычислительную нагрузку.

Облачные ресурсы клиент оплачивает по мере их использования, а реализация вычислений базируется на множестве отдельных технологий.

Достоинства: общее повышение эффективности использования ресурсов (консолидация), возможность применения модели по требованию, снижение капитальных и эксплуатационных затрат заказчиков.

Облака имеют две ключевые характеристики: каков уровень предоставляемых сервисов и кто эти сервисы предоставляет. При такой постановке вопроса в Cloud Computing входят модели трех уровней:

  • IaaS ( Infrastructure as a Service) — предоставление аппаратной ИТ‑инфраструктуры (серверы, сети, устройства хранения и проч.);
  • PaaS (Platform as a Service) — IaaS + операционная система и, возможно, ее API;
  • SaaS — PaaS + приложения для конечных пользователей с доступом через Интернет.

С точки зрения поставщиков сервисов, облака разделяются на внутренние (внутри компании) и внешние.

Внутреннее облако определяется периметром защиты корпоративной ИТ-инфраструктуры (локальные сети и Интернет). Создание внутренних облаков — это, как правило, использование исключительно модели IaaS.

Во внешнем облаке выделяют вопросы государственных границ (учет требований национального законодательства), а также статус конкретного поставщика сервисов (международный, локальный).

(PC Magazine/RE на iPhone 16.01.2010)

Как работают публичные облака

Секрет популярности облаков прост: они значительно удобнее, понятнее и прозрачнее традиционных ИТ-сервисов. Облачные вычисления как интернет-технология позволяют пользователю в любом месте земного шара в любой момент получить любой ИТ-продукт из Сети — через сайт поставщика услуги. Сайт в облачных вычислениях выполняет функцию панели управления услугой: пользователь заходит в панель управления, настраивает услугу и начинает ею пользоваться. На панели управления можно отслеживать и изменять различные параметры услуги, графики тарификации сервиса. Это делает облачный сервис максимально прозрачным для конечного пользователя.

Благодаря облаку компания получает сервис в течение суток не в равном фиксированном объеме, стабильно переплачивая за резервирование и простои ресурсов (как было и остается в рамках традиционных услуг), а по требованию и в необходимом объеме. Такая модель сокращает расходы пользователей — потенциал облака для уменьшения расходов компаний — на 30% и более.

Эффективность облачной модели

В чем же источник сокращения затрат? Дело в том, что вместо построения дорогостоящей ИТ-инфраструктуры из софтверных и аппаратных решений, которые быстро устаревают, нуждаются в обслуживании и развитии, выходят из строя, пользователь получает готовые ИТ-услуги в аренду из виртуальной вычислительной среды, организованной другой компанией. Такой подход позволяет компаниям использовать и оптимизировать собственные ИТ-инфраструктуры, извлекать из них максимальную выгоду.

Большой плюс виртуализации и облачных вычислений не столько в экономии в целом (в среднем виртуализация дата-центра сокращает совокупную стоимость владения втрое), сколько в возможности отказаться от значительных капитальных издержек в пользу небольших операционных. Если для крупных предприятий внутренние ИТ еще могут быть оправданны, то для среднего и малого бизнеса (особенно малого) внутренняя ИТ-инфраструктура неэффективна. Капитальные затраты на серверы, десктопы и приложения (серверы загружены в среднем на 5—7%) означают, что 90% средств выбрасывается на ветер при покупке, а затем на обогрев окружающей среды во время эксплуатации. Кроме того, необходимы средства для обслуживания такого парка оборудования, обеспечивающего непрерывность бизнеса, на развитие и т.д. В подобной ситуации обращение к внешним облачным провайдерам может стать достойной альтернативой.

Важно и другое: подключение любого элемента ИТ‑инфраструктуры на правах аренды придает инфокоммуникационным сервисам и решениям компаний большую гибкость в принятии решений. Приобретение обязывает вернуть инвестицию, но аренда избавляет от этой повинности: в формате «ИТ как сервис» можно опробовать практически все современные ИТ-продукты, продлевая оплату за сервис лишь в том случае, если конкретные решения устраивают. Если решение неудобное, от него можно отказаться, просто отключив сервис.

Облака позволяют избавиться от статьи расходов на коробочное ПО и серверы для развития собственной ИТ‑инфраструктуры: любой элемент ИТ-инфраструктуры, платформу для разработки новых сервисов можно взять в аренду. На принципе аренды базируется и хорошо известный бизнесу аутсорсинг, позволяющий арендовать мощности, специалистов, любой элемент ИТ‑инфраструктуры. В случае с сервисами из облака принцип аренды становится всеобъемлющим: буквально любой ИТ‑сервис доставляется в готовом виде за абонентскую плату.

Обеспечить высокую надежность сервису можно только за счет резервирования. В традиционной ИТ-инфраструктуре оно дорого. Возвращать инвестиции всегда проблематично. Выход — аренда резервных элементов ИТ-инфраструктуры в облаке. Здесь в любой момент за счет природы сервиса можно подключить дополнительное резервирование за минимальные средства.

Практические кейсы в облаке

1

Облако для медицинской сети ОН-КЛИНИК

бюджет на ИТ
сокращен в два раза,
сайт защищен
от атак конкурентов

Летом 2010 г. компания начала страдать от недобросовестной конкуренции и нестабильной работы своего сайта (он работал на мощностях компании — провайдера услуг традиционного хостинга). Решение отключить сайт клиента до прекращения атаки не могло устроить стремительно развивающуюся компанию.
Сценарии развития ИТ, которые предлагал российский рынок, — стабильные долгосрочные инвестиции в собственную ИТ-инфраструктуру или покупку услуг дата-центра, построение собственной ИТ-инфраструктуры — не обеспечивали надежной защиты от атак и надолго исключали возможность эффективного и гибкого развития ИТ. Размещение оборудования в дата-центре не гарантировало защиты ресурсов и не позволяло быстро масштабировать собственные ресурсы без простоя сайта. Разумным решением данных проблем стал перенос сайта в облако, позволившее еще и оптимизировать проект на своей площадке.

Минимальный пакет услуг лучшей из традиционных хостинговых площадок (с услугами по защите от DDoS-атак), включающий один выделенный сервер, оплату работ наемного администратора и услуги по защите от DDoS-атак, обошелся бы минимум в 100 000—150 000 руб. в месяц. Причем компании явно не хватило бы одного сервера в связи с задачей обеспечить отказоустойчивость ресурса при пиковых нагрузках. Для этого необходимы резервные мощности (за простой которых российский хостинг берет дополнительную плату).
Размещение в публичном облаке оказалось разумной альтернативой для ОН-КЛИНИК. В итоге у компании-заказчика отпала необходимость:

  • покупать несколько одинаковых серверов для резервирования информации;
  • нанимать системных администраторов;
  • оплачивать услуги лабораторий по защите от DDoS.

Весь этот пакет услуг «под ключ» ОН-КЛИНИК купила за 55 000 руб. (ежемесячный платеж). Облако минимум вдвое (55 000 руб. вместо 100 000—150 000 руб.) сократило расходы компании ОН-КЛИНИК на ИТ и значительно увеличило надежность решения за счет подключения услуги по защите от DDoS. Любой зрелый облачный сервис на базе виртуализации может предложить рынку такие решения.

Результаты

Размещение в публичном облаке оказалось разумной альтернативой для ОН-КЛИНИК. В итоге у компании-заказчика отпала необходимость:

  • покупать несколько одинаковых серверов для резервирования информации;
  • нанимать системных администраторов;
  • оплачивать услуги лабораторий по защите от DDoS.

Весь пакет услуг «под ключ» компания приобрела за 55 000 руб. (ежемесячный платеж). Облако минимум вдвое сократило ее расходы на ИТ и значительно увеличило надежность решения за счет подключения услуги по защите от DDoS-атак.

2

Приватное облако для бизнеса

проект
на платформе
виртуализации
VMware

Создание внутреннего облака на базе VMware для банка «Петровский»: уровень консолидации серверов банка достиг 15:1, сокращение площади ЦОД — 60%.
До модернизации ИТ-инфраструктуры в Московском филиале банка функционировал парк из 35 серверов, на которых выполнялись все внутренние и внешние приложения. На каждом физическом сервере работало одно-два приложения, а загрузка процессоров не превышала 5—10%. Был достигнут предел разрешенного электропотребления, система охлаждения работала крайне неэффективно. В итоге было принято решение о виртуализации корпоративных вычислительных ресурсов на базе VMware vSphere 4.0.
Изначально планировалось виртуализовать 80% серверов и достичь уровня консолидации 4:1. Результат превзошел ожидания: сегодня виртуальная инфраструктура функционирует на двух физических серверах, а уровень консолидации составляет 15:1. Загрузка процессорных мощностей достигает 60—70%. Энергопотребление серверов снизилось с 18 до 10 кВт•ч. Постепенно банк подходит к тому, чтобы свернуть в виртуальную инфраструктуру до 95% серверов архитектуры х86.
Если прежде процесс ввода в эксплуатацию нового сервера (заказ с предоплатой, инсталляция, настройка, тестирование и запуск) занимал от двух до шести месяцев, то теперь ИТ-специалисты банка тратят на это несколько часов.

Результаты

  • Уровень консолидации 15:1
  • Сокращение площади ЦОД на 60%
  • Ускорение ИT-обслуживания: ввод в эксплуатацию нового сервера сократился с двух — шести месяцев до нескольких часов
  • Усиление безопасности — хранение информации в едином центре, строгое разграничение прав на доступ к данным

3

Облако для рекламной кампании Lipton

расходы
на проект
сокращены
в восемь раз,
сайт отказоустойчив
при любой нагрузке

Запущенный промо-сайт не справился с большим наплывом посетителей. В результате развертывания сайта в облаке (за один рабочий день) затраты на проект сократились в восемь раз. Сайт выдерживает любое количество посетителей за счет мгновенного подключения к нему дополнительных мощностей, обеспечивающих услугу «облачный (или масштабируемый) хостинг».
Традиционное решение проблемы пиковых нагрузок повлекло бы за собой аренду трех высокопроизводительных серверов, а также наем одного высококвалифицированного системного администратора для их обслуживания.
Подсчитываем месячный бюджет традиционного способа решения проблемы пиковых нагрузок: стоимость аренды серверов — 45 000 руб., выделенный канал 1 Гбит/сек — порядка 100 000 руб., зарплата администратора с учетом налогов — 90 000 руб. Итого 235 000 руб. в месяц при отсутствии гарантий работоспособности сайта.

Результаты

По факту бюджет проекта в облаке составил 25 000 руб. в месяц за поддержку и 6000 руб. за мощность. Статистика по проекту показала, что сайт в облаке благополучно выдержал рост нагрузки до 200 000 посещений в час.