Пособия за счет средств ФСС РФ в 2005 году

| статьи | печать

Вступивший в силу с 1 января 2005 г. Закон от 29.12.2004 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» (далее — Федеральный закон № 202-ФЗ) устанавливает новый максимальный предел пособий по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) — 12 480 руб. в месяц, а также возлагает обязанность по оплате первых двух дней нетрудоспособности работника на работодателя. Более подробно о порядке исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2005 г. рассказывает ведущий эксперт «Б/7» Елена ВОРОБЬЕВА.

Пособия по временной нетрудоспособности

Статьей 7 Закона № 202-ФЗ продлено на 2005 г. действие ст. 8 Закона от 08.12.2003 № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год».

Таким образом, общий порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам остается прежним и состоит из следующих операций.

1. Определение среднего заработка работника.

Определяется он по правилам, установленным ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.04.2003 № 213 (далее — Положение о среднем заработке), исходя из расчетного периода — 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

В зависимости от того, какой порядок учета рабочего времени установлен в организации или для данного работника, определяется:

средний дневной заработок путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней (п. 8 Положения о среднем заработке), если применяется поденный учет рабочего времени;

средний часовой заработок путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этот период (п. 13 Положения о среднем заработке), если применяется суммированный учет рабочего времени.

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет ФСС РФ (Разъяснение от 24.12.2003 № 5 «Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году», утвержденное Постановлением Минтруда России от 24.12.2003 № 89 (далее Разъяснение № 5 Минтруда России).

Под заработной платой, фактически начисленной за расчетный период, понимаются (п. 1, 5 Письма Минтруда России от 10.07.2003 № 1139-21):

основная заработная плата в зависимости от установленной в организации системы оплаты труда с постоянными надбавками и доплатами, начисленная за месяцы расчетного периода;

премии, включая те премии (в том числе разовые), которые отражены в положениях об оплате (премировании) работников организаций, при условии начисления их в месяцах расчетного периода. При этом премии учитываются при расчете среднего заработка в порядке и размерах, установленных п. 14 Положения о среднем заработке.

2. Определение размера дневного (часового) пособия.

Дневное (часовое) пособие рассчитывается путем умножения среднего дневного (часового) заработка на коэффициент (60%, 80%, 100%), устанавливаемый в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа работника и других условий, определенных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

Напоминаем, что в настоящее время сохраняют силу Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденные Постановлением Совмина СССР от 13.04.73 № 252 (далее —Правила исчисления непрерывного стажа). При этом не подлежат применению признанные противоречащими Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 № 138-0) положения подп. «и» п. 7 Правил исчисления непрерывного стажа, согласно которым непрерывный трудовой стаж не сохраняется в случае повторного увольнения работника по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев.

3. Определение максимально возможного размера дневного (часового) пособия исходя из установленных федеральным законом ограничений.

!В 2005 г. максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 12 480 руб. (ст. 8 Закона № 202-ФЗ).

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.

Таким образом, с изменением максимальной суммы ЕСН, подлежащей уплате в ФСС РФ, для случая, когда размер выплат в пользу физического лица составляет не менее 600 000 руб. (с 11 700 руб. в 2004 г. до 12 480 руб. в 2005 г.), изменился и верхний предел размера пособия по временной нетрудоспособности.

Кроме того, на 2005 г. сохранено правило, согласно которому работнику, проработавшему в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием), пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, — минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

! Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82- ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 № 198-ФЗ) установлено, что минимальный размер оплаты труда составляет:

— с 1 января 2005 г. 720 руб. в месяц;

— с 1 сентября 2005 г. 800 руб. в месяц.

Если временная нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам продолжались не полный календарный месяц, дневное (часовое) пособие, исчисленное в установленном порядке из фактического заработка работника (в процентах, в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа и других обстоятельств), не должно превышать максимальную величину дневного (часового) пособия в данном календарном месяце, рассчитанную исходя из максимального размера пособия за полный календарный месяц (Письмо ФСС РФ от 18.02.2002 № 02-18/05/1136 «О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам»).

Максимально возможный размер дневного (часового) пособия рассчитывается путем деления установленного предела (12 480 руб. или 720 (800) руб.) на количество рабочих дней (часов) по производственному календарю в месяце нетрудоспособности.

Обратите внимание!

Статья 8 Закона № 202-ФЗ вступает в силу с 1 января 2005 г. (в соответствии со ст. 17). Таким образом, установленное ст. 8 указанного Закона ограничение максимального размера пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам применяется к страховым случаям, наступившим с 1 января 2005 г. Если страховой случай (временная нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам) наступил в 2004 г., то применяются установленные на 2004 г. ограничения: 11 700 руб. и 600 руб.

4. Определение размера пособия по временной нетрудоспособности

(по беременности и родам) рассчитывается путем умножения меньшего из рассчитанных дневного (часового) пособия (исчисленного исходя из фактического заработка или исходя из ограничения) на количество рабочих дней (часов), пропущенных в периоде нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам) по графику работника.

ПРИМЕР 1

Работник был временно нетрудоспособен с 12 по 21 января 2005 г. (8 рабочих дней). В расчетном периоде (с января по декабрь 2004 г.) работник полностью отработал все месяцы (251 рабочий день), за которые ему была начислена заработная плата 260 000 руб.

Вариант 1. Работник имеет право на получение пособия в размере 60% среднего заработка (непрерывный трудовой стаж работника — 2 года).

Вариант 2. Работник имеет право на получение пособия в размере 100% среднего заработка (непрерывный трудовой стаж работника 12 лет).

1. Рассчитывается средний дневной заработок для определения размера пособия по временной нетрудоспособности: 260 000 руб. : 251 день = 1035,86 руб.

2. Определяется размер дневного пособия.

Для варианта 1: 1035,86 руб. х 60% = 621,51 руб.

Для варианта 2: 1035,86 руб. х 100% = 1035,86 руб.

3. Определяется максимально возможный размер дневного пособия. В 12 месяцах, предшествующих нетрудоспособности, работник отработал более трех месяцев, поэтому размер пособия ограничивается суммой 12 480 руб. за полный календарный месяц. Максимальный размер дневного пособия рассчитывается исходя из того, что в январе 2005 г. 15 рабочих дней: 12 480 руб. : 15 дней = 832 руб.

4. Рассчитывается размер пособия по временной нетрудоспособности.

Для варианта 1. Размер дневного пособия, исчисленного исходя из фактического заработка работника с учетом его непрерывного трудового стажа (621,51 руб.), не превышает максимально возможного размера пособия.

Пособие по временной нетрудоспособности составляет: 621,51 руб. х 8 дней = 4972,08 руб.

Для варианта 2. Размер дневного пособия, исчисленного исходя из фактического заработка работника с учетом его непрерывного трудового стажа (1035,86 руб.), превы-

сил максимально возможный размер пособия. Пособие рассчитывается исходя из размера ограничения: 832 руб. х 8 дней = 6656 руб.

В 2005 г. до принятия федерального закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованному за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности

— за счет средств ФСС РФ (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 202-ФЗ). Таким образом, в ситуации, описанной в примере 1, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет следующих источников.

Для варианта 1:

— за счет средств работодателя: 1243,02 руб. (621,51 руб. х 2 дня);

— за счет средств ФСС РФ: 3729,06 руб. (4972,08 руб. - 1243,02 руб.).

Для варианта 2:

— за счет средств работодателя: 1664 руб. (832 руб. х 2 дня);

— за счет средств ФСС РФ: 4992 руб. (6656 руб. – 1664 руб.).

1. Рассчитывается средний дневной заработок для определения размера пособия по временной нетрудоспособности: 206327,16 руб. : 212 дней = 973,24 руб. 2. Определяется размер дневного пособия:  973,24 руб. х 80% = 778,59 руб.

3. Определяется максимально возможный размер дневного пособия. В 12 месяцах, предшествующих нетрудоспособности, работник отработал более трех месяцев, поэтому размер пособия ограничивается суммой 12 480 руб. за полный календарный месяц. Максимальный размер дневного пособия рассчитывается исходя из того, что в феврале 2005 г. 19 рабочих дней: 12 480 руб. : 19 дней = 656,84 руб.

4. Рассчитывается размер пособия по временной нетрудоспособности. Размер дневного пособия, исчисленного исходя из фактического заработка работника с учетом его непрерывного трудового стажа (778,59 руб.), превысил максимально возможный размер пособия. Пособие рассчитываетсяисходя из размера ограничения: 656,84 руб. х 9 дней = 5911,56 руб.

5. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет следующих источников:

— за счет средств работодателя: 1313,68 руб. (656,84 руб. х 2 дня);

— за счет средств ФСС РФ: 4597,88 руб. (5911,56 руб. - 1313,68 руб.).

Если работнику установлен суммированный учет рабочего времени, то пособие по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) определяется исходя из среднего часового заработка, который исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этот период.

1. Определяется средний часовой заработок: 279 600 руб. : 1864 часа = 150 руб.

2. Определяется размер часового пособия: 150 руб. х 80% = 120 руб.

3. Определяется максимальное часовое пособие исходя из ограничения — 12 480 руб. в месяц и количества рабочих часов (в соответствии с производственным календарем) в месяце нетрудоспособности — 151: 12 480 руб. : 151 час = 82,65 руб.

4. Рассчитывается размер пособия по временной нетрудоспособности путем умножения часового пособия на количество рабочих часов (по графику работника), пропущенных в связи с нетрудоспособностью. Поскольку размер пособия, исчисленного исходя из фактического заработка, больше размера пособия, исчисленного исходя из ограничения, то дальнейшие расчеты ведутся исходя из максимального часового пособия — 82,65 руб.: 82,65 руб. х 48 часов = 3967,20 руб.

5. В случае когда применяется суммированный учет рабочего времени, положения п. 1 ст. 8 Федерального закона № 202-ФЗ, на взгляд автора, должны реализоваться следующим образом.

В соответствии с графиком работы в течение первых двух дней нетрудоспособности (8 и 9 февраля) работник должен был отработать 12 часов (одну смену). Пособие по временной нетрудоспособности за эти часы выплачивается за счет средств работодателя.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет следующих источников:

— за счет средств работодателя: 991,80 руб. (82,65 руб. х 12 часов);

— за счет средств ФСС РФ: 2975,40 руб. (3967,20 руб. - 991,80 руб.).

При установлении работнику неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 5-дневной (6-дневной) рабочей недели, приходящихся на время, отработанное в расчетный период (п. 8 Положения).

Из среднего дневного заработка, исчисленного в указанном порядке, определяется размер дневного пособия. Соответственно общая сумма пособия определяется путем умножения дневного пособия на количество рабочих дней по календарю 5-дневной (6-дневной) рабочей недели, приходящееся на период временной нетрудоспособности, по беременности и родам (см. Ответы на вопросы по применению нового порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам — Приложение к Письму ФСС РФ от 25.02.2004 №02-18/07-1202).

1. Рассчитывается средний дневной заработок для определения размера пособия по временной нетрудоспособности.

Отработанные по календарю 3-дневной рабочей недели дни переводятся в рабочие дни по календарю 5-дневной рабочей недели, установленной в организации.

По календарю 5-дневной рабочей недели на фактически отработанный работником период приходится: в феврале 2004 г. — 7 дней; в марте — 22 дня; в апреле — 22 дня; в мае — 18 дней; в июне 13 дней; в июле — 10 дней; в августе — 22 дня; в сентябре — 22 дня; в октябре — 21 день; в ноябре — 14 дней; в декабре — 22 дня; в январе 2005 г. — 15 дней. Всего — 208 дней.

Средний дневной заработок составляет: 121808,60 руб. : 208 дней = 585,62 руб.

2. Определяется размер дневного пособия: 585,62 руб. х 80% = 468,50 руб.

3. Определяется максимально возможный размер дневного пособия. В 12 месяцах, предшествующих нетрудоспособности, работник отработал более трех месяцев, поэтому размер пособия ограничивается суммой 12 480 руб. за полный календарный месяц. Максимальный размер дневного пособия рассчитывается исходя из того, что в феврале 2005 г. 19 рабочих дней: 12 480 руб. : 19 дней = 656,84 руб.

4. Рассчитывается размер пособия по временной нетрудоспособности. Размер дневного пособия, исчисленного исходя из фактического заработка работника с учетом его непрерывного трудового стажа (468,50 руб.), не превысил максимально возможный размер пособия. Пособие рассчитывается исходя из дневного пособия 468,50 руб.: 468,50 руб. х 9 дней = 4216,50 руб.

5. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет следующих источников:

— за счет средств работодателя: 937 руб. (468,50 руб. х 2 дня);

— за счет средств ФСС РФ: 3279,50 руб. (4216,50 руб. - 937 руб.).

Особенности определения расчетного периода

Если работник в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически три и более месяца, расчетный период в конкретной ситуации определяется в порядке, установленном пунктами 4, 5, 6 и 7 Положения о среднем заработке (см. Разъяснение № 5).

В случае если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с п. 4 Положения о среднем заработке, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному (п. 5 Положения о среднем заработке).

ПРИМЕР 5

Беременная работница по ее заявлению в соответствии с медицинским заключением на период с 15 января по 12 мая 2004 г. была переведена на нижеоплачиваемую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением за ней среднего заработка по прежней работе (ст. 254 ТК РФ). С 13 мая по 29 сентября 2004 г. работница находилась в отпуске по беременности и родам. С 30 сентября 2004 г. по 31 января 2005 г. работнице был предоставлен отпуск по уходу за ребенком. 1 февраля 2005 г. работница приступила к работе. 21 февраля 2005 г. работница заболела. В течение 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности (с 1 февраля 2004 г. по 31 января 2005 г.), работница не имела заработка, исходя из которого может производиться расчет среднего заработка. В этом случае в качестве расчетного периода будут приняты 12 месяцев, последним из которых будет январь 2004 г., в котором работница была переведена на нижеоплачиваемую работу) (с 1 февраля 2003 г. по 31 января 2004 г.).

Обратите внимание на то, что в данном случае ограничение размера пособия минимальным размером оплаты труда не применяется, поскольку в течение 12 месяцев, предшествующих нетрудоспособности (с 21 февраля 2004 г. по 20 февраля 2005 г.), работница фактически отработала более трех месяцев (с 21 февраля по 12 мая 2004 г.; с 1 по 20 февраля 2005 г.).

В случае если работник за расчетный период и до расчетного периода не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные работником дни в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка (п. 6 Положения о среднем заработке).

ПРИМЕР 6

Работник принят в организацию 12 января 2005 г. Ему установлен оклад 24 000 руб. 19 января 2005 г. работник заболел и был временно нетрудоспособен в течение 7 рабочих дней. До поступления в организацию работник работал в другой организации в течение 8 лет 5 месяцев и был уволен по собственному желанию 31 декабря 2004 г., что подтверждается записями в трудовой книжке работника.

Таким образом перерыв в работе (период между увольнением работника и поступлением на новое место работы) не превысил трех недель, поэтому в непрерывный трудовой стаж работника засчитывается период

работы на предыдущем месте. Работник имеет право на получение пособия в размере 100% среднего заработка.

Считается, что в течение последних 12 месяцев перед наступлением нетрудоспособности работник фактически проработал более трех месяцев (см. Разъяснение № 5 Минтруда России). Ограничение размера пособия минимальным размером оплаты труда не применяется.

В расчетном периоде (с января по декабрь 2004 г.) работник не имел отработанных в данной организации

дней. Поэтому в качестве расчетного периода принимается месяц нетрудоспособности — январь 2005 г., в течение которого были отработаны 5 рабочих дней, за них начислено 8000 руб.

1. Рассчитывается средний дневной заработок для определения размера пособия по временной нетрудоспособности: 8000 руб. : 5 дней = 1600 руб.

2. Определяется размер дневного пособия: 1600 руб. х 100% = 1600 руб.

3. Определяется максимально возможный размер дневного пособия. В 12 месяцах, предшествующих нетрудоспособности, работник отработал более трех месяцев, поэтому размер пособия ограничивается суммой 12 480 руб. за полный календарный месяц. Максимальный размер дневного пособия рассчитывается исходя из того, что в январе 2005 г. 15 рабочих дней: 12 480 руб. : 15 дней = 832 руб.

4. Рассчитывается размер пособия по временной нетрудоспособности. Размер дневного пособия, исчисленного исходя из фактического заработка работника с учетом его непрерывного трудового стажа (1600 руб.), превысил максимально возможный размер пособия. Пособие рассчитывается исходя из размера ограничения: 832 руб. х 7 дней = 5824 руб.

5. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет следующих источников:

— за счет средств работодателя: 1664 руб. (832 руб. х 2 дня);

— за счет средств ФСС РФ: 4160 руб. (5824 руб. – 1664 руб.).

В случае если работник за расчетный период, до расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней в организации, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного вознаграждения (п. 7 Положения о среднем заработке).

ПРИМЕР 7

Работник поступил в организацию 12 января 2005 г. и в этот же день заболел.

Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления должностного оклада, установленного работнику (месячной тарифной ставки), на количество рабочих дней по календарю установленной в организации рабочей недели (5-дневная или б-дневная) в месяце нетрудоспособности.

Особенности применения ограничений размера пособия

Работник принят в организацию 25 ноября 2004 г. 11 января 2005 г. работник заболел. Какое ограничение размера пособия по временной нетрудоспособности применяется в данном случае (12 480 руб. или 720 руб.), если согласно записям в трудовой книжке работника он состоял в трудовых отношениях с предыдущим работодателем с 1997 г. и был уволен по собственному желанию 5 апреля 2004 г. ?.

Работники территориального отделения ФСС РФ утверждают, что в данном случае пособие должно быть ограничено минимальным размером оплаты труда, поскольку перерыв между увольнением работника с предыдущего места работы и поступлением в нашу организацию составил более 7 месяцев. Правы ли они?

Г. Климова, г. Москва

Пособие по временной нетрудоспособности (пособие по беременности и родам) выплачивается в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда в расчете на полный календарный месяц, в том случае, когда работник в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам) проработал фактически менее трех месяцев.

В случае если работник в последние 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, при определении трех месяцев фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании копий трудовых договоров (см. Разъяснение № 5 Минтруда России).

Таким образом, в рассматриваемом случае необходимо исходить из того, что в течение 12 месяцев, предшествующих нетрудоспособности, наступившей 11 января 2005 г. (с 11 января 2004 г. по 10 января 2005 г.), работник фактически проработал более трех месяцев: с 11 января по 5 апреля 2004 г.; с 25 ноября 2004 г. по 10 января 2005 г.

Следовательно, размер пособия по временной нетрудоспособности должен быть ограничен суммой 12 480 руб. в расчете на полный календарный месяц (но не минимальным размером оплаты труда!).

Что же касается продолжительности перерыва в работе (между увольнением с предыдущего места работы и поступлением в данную организацию), то она имеет значение только для определения непрерывного трудового стажа работника. Так, в соответствии с п. 2 Правил исчисления непрерывного трудового стажа при увольнении работника по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель. Причины, признаваемые уважительными, перечислены в Разъяснении от 09.07.80, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 09.07.80 № 198/12-21.

В рассматриваемом случае скорее всего трудовой стаж работника прервался. Он имеет право на получение пособия в размере 60% среднего заработка.

Работнице выдан листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в период с 13 по 28 января 2005 г. Работница имеет право на получение пособия в размере 80% среднего заработка. В 12 месяцах, предшествующих нетрудоспособности, она фактически проработала более трех месяцев.

Исчисленный в соответствии с установленным порядком средний дневной заработок работницы составляет:

2000 руб. (вариант 1);

— 1200 руб. (вариант 2).

В каком размере выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в этом случае?

М. Некуличева, г. Москва

В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 22.07.93 № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»:

пособие по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выдается одному их родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении;

• пособие по уходу за больным ребенком в возрасте от семи до пятнадцати лет — за период не более 15 дней, еслипо медицинскому заключению не требуется большего срока.

При этом пособие по уходу за ребенком, не достигшим 14 лет, выдается в размере (п. 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 № 13-6):

— среднего заработка с учетом непрерывного трудового стажа — за первые 7 дней (одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы — за первые 10 дней);

— 50% среднего заработка независимо от непрерывного трудового стажа — начиная с 8-го дня (одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы — с 11-го дня).

Таким образом, в ситуации, описанной в вопросе, расчет пособия по временной нетрудоспособности производится в следующем порядке.

ВАРИАНТ 1

1. Средний дневной заработок работницы 2000 руб.

2. Дневное пособие для расчета пособия:

— за первые 7 дней (с 13 по 19 января; 5 рабочих дней): 2000 руб. х 80% = 1600 руб.;

— начиная с 8-го дня (с 20 по 28 января; 7 рабочих дней): 2000 руб. х 50% = 1000 руб.

3. Максимально возможный размер дневного пособия в январе: 12 480 руб. : 15 дней = 832 руб.

4. Рассчитывается размер пособия по временной нетрудоспособности.

Размер дневного пособия, исчисленного исходя из фактического заработка работницы, превышает максимально возможный размер пособия. Пособие рассчитывается исходя из размера ограничения: 832 руб. х (5 дней + 7 дней) = 9984 руб.

ВАРИАНТ 2

1. Средний дневной заработок работницы — 1200 руб.

2. Дневное пособие для расчета пособия:

— за первые 7 дней (с 13 по 19 января; 5 рабочих дней): 1200 руб. х 80% =960 руб.;

— начиная с 8-го дня (с 20 по 28 января; 7 рабочих дней): 1200 руб. х 50% = 600 руб.

3. Максимально возможный размер дневного пособия в январе: 12 480 руб. : 15 дней = 832 руб.

4. Рассчитывается размер пособия по временной нетрудоспособности.

Размер дневного пособия, исчисленного исходя из фактического заработка работницы с учетом непрерывного трудового стажа, превышает максимально возможный размер пособия. Пособие за первые 7 дней нетрудоспособности (за 5 рабочих дней) рассчитывается исходя из размера ограничения. Дневное пособие, исчисленное исходя из 50% заработка, меньше установленного ограничения.

Пособие за последующие дни исчисляется исходя из суммы 600 руб. в день: (832 руб. х 5 дней) + (600 руб. х 7 дней) = 8360 руб.

Работник заболел в январе и продолжает болеть в феврале 2005 г. Средний заработок работника превышает установленный федеральным законом максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности..

В каком порядке производится исчисление пособия: исходя из дневного пособия, исчисленного отдельно для января и февраля (с учетом разного количества рабочих дней в указанных месяцах) или исходя из дневного пособия, исчисленного для января (месяца начала нетрудоспособности)?

Н. Высотская, г. Тюмень

В 2005 г. максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 12 480 руб. (п. 2 ст. 8 Закона № 202-ФЗ).

На взгляд автора, максимально возможный размер дневного (часового) пособия для каждого календарного месяца должен рассчитываться отдельно. В противном случае могут быть нарушены вышеприведенные положения.

ПРИМЕР 8

b>Работник заболел 20 января 2005 г., и его нетрудоспособность продлилась до 27 февраля. Средний заработок работника превышает установленный максимальный предел.

Пособие по временной нетрудоспособности рассчитывается исходя из ограничения 12 480 руб. за полный календарный месяц.

ВАРИАНТ 1

Максимально возможный размер пособия составляет:

— в январе (в данном месяце 15 рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели) — 832 руб. (12 480 руб. : 15 дней);

— в феврале (в данном месяце 19 рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели) — 656,84 руб. (12 480 руб. : 19 дней).

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за 8 рабочих дней, пропущенных в связи с болезнью в январе, и за 18 дней — в феврале и составляет: 832 руб. х 8 дней + 656,84 руб. х 18 дней = 6656 руб. + 11823,12 руб. = 18479,12 руб.

ВАРИАНТ 2

Максимально возможный размер пособия рассчитывается исходя из рабочих дней в месяце начала нетрудоспособности (в январе) и составляет 832 руб.

Тогда пособие по временной нетрудоспособности, приходящееся на дни февраля, составит: 832 руб. х 18 дней = 14 976 руб.

Очевидно, что в этом случае нормы ст. 8 Федерального закона № 202-ФЗ не соблюдаются. Этот вариант не может быть признан правомерным.

В частности, этот вариант, на взгляд автора, противоречит разъяснениям, данным в Письме ФСС РФ от 18.02.2002 № 02-18/05/1136 «О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам», согласно которым если временная нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам продолжались не полный календарный месяц, дневное (часовое) пособие не должно превышать максимальную величину дневного (часового) пособия в данном календарном месяце, рассчитанную исходя из максимального размера пособия за полный календарный месяц.

Некоторые специалисты предлагают третий вариант, который заключается в том, что рассчитывается «средний » размер максимально возможного дневного пособия.

Для рассматриваемого случая: (12 480 руб. х 2): (15 дней + 19 дней) = 734,12 руб.

Тогда пособие по временной нетрудоспособности составит: 734,12 руб. х (8 дней + 18 дней) = 19087,12 руб.

На взгляд автора, такой подход не вытекает из положений ст. 8 Федерального закона № 202-ФЗ. Кроме того, он не подтверждается ни одним официальным документом, в котором бы ФСС РФ давались разъяснения порядка исчисления пособий.

Налогообложение пособий

В целях налогообложения прибыли в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, с1 января 2005 г. включаются:

• расходы работодателя по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности работника в соответствии сзаконодательством РФ в части, не покрытой страховымивыплатами, произведенными работникам страховыми организациями,имеющими лицензии, выданные в соответствиис законодательством РФ, на осуществление соответствующеговида деятельности, по договорам с работодателямив пользу работников на случай их временной нетрудоспособностивследствие заболевания или травмы(за исключением несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности)(подп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ в ред. Федеральногозакона от 29.12.2004 № 204-ФЗ);

• платежи (взносы) работодателей по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности.

Указанные платежи (взносы) включаются в состав расходов, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает размера пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности работника, определяемого в соответствии с законодательством РФ. При этом совокупная сумма этих платежей (взносов) работодателей и взносов, указанных в абзаце десятом п. 16 ст. 255 НК РФ, включается в состав расходов в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда (подп. 48.2 п. 1 ст. 264 НК РФ в ред. Закона от 29.12.2004 № 204-ФЗ).

Таким образом, суммы пособий, выплачиваемые за первые два дня нетрудоспособности за счет средств работодателя, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

! Вся исчисленная в установленном федеральными законами порядке сумма пособий (в том числе и выплаченных за счет средств работодателя) подпадает под действие подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ и освобождается от обложения ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

Некоторые работодатели готовы производить доплаты к тем пособиям по временной нетрудоспособности (пособиям по беременности и родам), которые возмещаются за счет средств ФСС РФ, предусматривая соответствующие условия в коллективных и трудовых договорах.

При этом необходимо отметить наличие двух противоположных точек зрения по вопросу отнесения на расходы в целях налогообложения прибыли сумм, доплачиваемых работодателями заболевшим работникам к тем пособиям, которые возмещаются за счет средств ФСС РФ.

Налоговые органы неоднократно указывали на то, что сумма доплаты до фактического заработка в случае временной утраты работником трудоспособности учитывается в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, только тогда, когда специальными актами законодательства РФ предусмотрена обязанность работодателя

в конкретных случаях производить указанную доплату (п. 15 ст. 255 НК РФ). Осуществленные в соответствии с локальным нормативным актом организации (политикой) расходы на доплату по больничным листам до заработной платы не могут учитываться в составе уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль расходов на оплату труда (письма УМНС России по г. Москве от 25.05.2004 № 26-12/35087, от 05.01.2004 № 28-11/00142, от 15.04.2003 № 26-12/20913).

Однако Минфин России занял иную позицию, указав следующее (см. Письмо Минфина России от 15.06.2004 №03-02-05/4/19). Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом (ст. 183 ТК РФ), к которым в соответствии со ст. 423

ТК РФ приравниваются Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные Постановлением Совмина СССР иВЦСПС от 23.02.84 № 191. Согласно п. 25 названного документапособие по временной нетрудоспособности, кромеслучаев трудового увечья или профессионального заболевания,определяется в процентном отношении отзаработка в зависимости от непрерывного трудового стажаработника.

Из вышесказанного Минфин России делает вывод о том, что размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовым договорам и законодательству РФ, может превышать сумму ограничения, установленного для ФСС РФ (в 2004 г. —11 700 руб.; в 2005 г. —12 480 руб.).

При этом налогоплательщик имеет право отнести к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из средств ФСС РФ.

Заметим, что аргументы, приведенные Минфином России в защиту своей точки зрения, не вполне корректны.

• Во-первых, если нормативным правовым актом, приравненным к федеральному закону, действительно предусмотрена выплата пособий по временной нетрудоспособности (пособий по беременности и родам) в размере среднего заработка работника с учетом непрерывного трудового стажа без каких-либо ограничений, то производить начисление пособий именно в таком размере обязаны все работодатели, а не только те, которые соответствующее условие внесли в трудовой договор, заключенный с работником. При этом экономическая обоснованность дополнительных выплат подтверждалась бы тем, что это требование правового нормативного акта.

Но, поскольку доплата до среднего заработка производится только при условии, что это требование трудового договора, возникает вопрос о соответствии этой выплаты критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Другими словами, можно ли сумму доплаты считать экономически обоснованной выплатой, связанной с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода? Ответ на данный вопрос — отрицательный.

Действительно, заболевший и освобожденный в связи с этим от исполнения трудовых обязанностей работник не участвует в производственном процессе, а значит, произведенная в его пользу выплата не связана с деятельностью, направленной на получение дохода работодателем.

Более того, работодателю в ряде случаев приходится нести увеличенные расходы: труд работников, на которых перекладываются обязанности заболевшего работника, оплачивается в повышенном размере в виде доплат за расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, за совмещение профессий (должностей), работу в сверхурочное время, в выходные дни и т. д. Очевидно, что в этом случае больше вероятность получения не дохода, а убытка.

Экономическое обоснование доплаты болеющему работнику, как уже указывалось, также отсутствует.

Следовательно, позиция Минфина России, по сути, противоречит НК РФ.

• Во-вторых, из разъяснений Минфина России можно сделать вывод о том, что изначально нормативные правовые акты, в соответствии с которыми определяется размер пособий по временной нетрудоспособности (пособий по беременности и родам), не содержали никаких ограничений.

Поэтому ограничения, установленные законами о бюджете Фонда социального страхования РФ, носят «внутриведомственный» характер.

Однако в соответствии с п. 67 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-6 (именно этот документнаиболее подробно разъясняет порядок назначения, исчисленияи выплаты пособий; действует в части, не противоречащейТК РФ и другим федеральным законам), пособияпо временной нетрудоспособности (по беременностии родам) исчисляются из фактического заработка работника, который учитывается в сумме, не превышающей двойного должностного (месячного) оклада или двойной тарифной ставки (повременной — для получающих повременную оплату и сдельной — для получающих сдельную оплату труда). Таким образом, никогда законодатель не предусматривал того, что размер пособия может быть сколь угодно большим.

Пункт 67 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию в частиограничения фактического заработка, учитываемогопри исчислении пособий, не применяется с момента вступленияв силу Указа Президента РФ от 15.03.2000 № 508,установившего ограничение максимального размера пособияпо временной нетрудоспособности — 85-кратный МРОТ. Указ № 508 утратил силу в связи с принятием Федеральногозакона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год», ст. 15 которогобыло установлено новое ограничение размера пособия  — 11 700 руб. в расчете на полный календарный месяц (Указ Президента РФ от 31.07.2002 № 824). С 1 января 2005 г. применяется ограничение — 12 480 руб.

Таким образом, к числу «государственных пособий» могут относиться только те, которые начислены с учетом установленных федеральным законом о бюджете ФСС РФ ограничений.

Иные пособия и выплаты

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 12 Закона от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», с 1 января 2005 г. единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается в размере 6000 руб. Пособие в указанном размере выплачивается при условии рождения ребенка 1 января 2005 г. и позже.

На 2005 г. установлены следующие размеры выплат, производимых за счет средств ФСС РФ в соответствии со ст. 11 и 12 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»:

• единовременная страховая выплата по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного исходя из суммы 43 200 руб. (п. 1 ст. 13 Федерального закона № 202-ФЗ);

единовременная страховая выплата в случае смерти застрахованного устанавливается в размере 43 200 руб. (п. 2 ст. 13 Федерального закона № 202-ФЗ).

При этом на 2005 г. приостановлено действие п. 1 ст. 11 Федерального закона № 125-ФЗ в части определения размера единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• ежемесячная страховая выплата не может превышать 33 000 руб. (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 202- ФЗ). Данное ограничение применяется при назначении или увеличении ежемесячных страховых выплат после вступления в силу Федерального закона № 202-ФЗ (с 1 января 2005 г.). Размеры ежемесячных страховых выплат, превышающие на момент вступления в силу Федерального закона № 202-ФЗ установленную норму, не изменяются.