На состоявшейся в Москве конференции «Прямое страхование: от цены к качеству» были озвучены итоги деятельности прямых страховщиков в 2010 г. и сделан прогноз развития рынка до 2012 г.
По мнению Алексея Янина, руководителя отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА», динамика этого сегмента страхового рынка положительная. В 2008—2009 гг. прямые страховщики накопили статистику по клиентам, которую сумели продуктивно использовать в 2010 г. для сегментации страхователей по группам. В результате финансовые показатели прямых страховщиков улучшились. По оценке агентства «Эксперт РА», доля расходов на ведение дела (РВД) прямых страховщиков в 1-м полугодии 2010 г. составила 86%. Это ниже аналогичного показателя 2009 г. на 6%. Тем не менее доля РВД в этом сегменте по-прежнему выше среднерыночной (42% за 1-е полугодие 2010 г.). Снизился и комбинированный коэффициент убыточности прямых страховщиков — с 217% в 2009 г. до 182% в 2010 г. (что тоже превышает средний показатель по рынку).
Говоря о среднесрочной перспективе, прямые страховщики выразили уверенность, что в течение нескольких лет выйдут на самоокупаемость.
Мария Мильковская, генеральный директор ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» — одного из самых заметных игроков на рынке прямого страхования, заявила: «Несомненно, рентабельность прямого страхования — вопрос времени. Опыт наших зарубежных коллег также это доказывает. Средний срок окупаемости проекта прямого страхования — от пяти до семи лет». В долгосрочной перспективе РВД в прямом страховании становятся ниже среднерыночных. А сравняться со средними по рынку значениями обычно удается в тот момент, когда в прямом страховании собирается 5% всей премии, или 12—15% взносов по автострахованию.
Согласно исследованию «Эксперт РА», в 2010 г. доля прямого страхования от рынка в целом составила всего 0,38%. При этом прямые страховщики собрали 2,1 млрд руб. взносов, что на 20% больше, чем в 2009 г. Доля прямого страхования в автостраховании была чуть выше — 0,9%. По прогнозам экспертов, к 2012 г. количество компаний, занимающихся прямым страхованием, удвоится. Доля прямого страхования в совокупных взносах достигнет 2,5%, а во взносах по автострахованию — 7%. И это в том случае, если в законодательстве не произойдет подвижек к лучшему. Если же законодательно введут электронную подпись и разрешат покупать полисы в электронном виде, рост прямого страхования ускорится. Тогда к 2012 г. этот сегмент займет соответственно 4 и 10% рынка.
По мнению А. Янина, при оптимистичном сценарии развития прямое страхование достигнет охвата в 5% страхового рынка к 2014 г.
Глава ОСАО «Россия» Юрий Колесников настроен более негативно. В конце декабря 2010 г. он заявил, что внимательно следит за деятельностью ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» и ему подобных. Развивать прямое страхование без рекламы невозможно, но компании, которые усиленно вкладываются в рекламу, становятся определенно убыточными.
«На Западе такие компании окупаются за восемь-девять лет, у нас, наверное, дольше», — сказал Ю. Колесников, добавив, что надежды страхового рынка на выход из кризиса в 2010 г. не оправдались.