Граждане России — абсолютные мировые лидеры по степени недоверия к власти и бизнесу, неправительственным организациям (НПО) и средствам массовой информации.
Согласно 11-му ежегодному исследованию общественного мнения, проведенному глобальной коммуникационной компанией Edelman в 23 странах мира, нас смело можно называть нацией неисправимых скептиков. Совокупный уровень доверия к публичным институтам в России (40%) ниже, чем в абсолютном большинстве других стран.
Динамика изменений наших настроений и у иностранцев свидетельствует, что в остальном мире возрастает рейтинг публичных институтов. По сравнению с прошлым годом они в среднем на 5% больше стали верить в действия власти, на 4% больше — НПО и СМИ, на 2% — бизнесу, а в наших глазах вырос авторитет только неправительственных организаций — +4%.
Россия остается страной с самым низким уровнем доверия к бизнесу. Его рейтинг упал за год на 1%. Даже в кризисной Ирландии этот показатель увеличился за то же время на 15%. Ближе всех к нам Польша и Великобритания — 44%. В Нидерландах рейтинг бизнеса в глазах местного населения составляет 74%, в Италии — 64%.
В США доверие к бизнесу снизилось с 54% в прошлом году до 46% в 2011 г. — наибольший спад в мире. Ниже у американцев было только в кризисном 2009 г. — 39%.
Теперь с повышением налоговой нагрузки наш бизнес, как и предсказывали аналитики (см. ст. "Работодатели просят прекратить повышать налоги и сборы"), начинает сереть. Согласно экспертным оценкам, повышение ставок по социальным страховым взносам до 34% снижает рентабельность в сырьевом секторе экономики на 15%, в сфере интеллектуальных услуг — на 50%. Бухгалтеры рассчитали, что при сохранении прежних ставок повышение заработка в хозяйствующих субъектах на 20% могло бы на 5% увеличить отчисления работодателей в бюджетную сферу. Не исключен возврат к выдаче зарплат в конвертах, что не повысит нашу веру в бизнес.
Больше всего у нас упал престиж банков. И это несмотря на то, что в разгар глобального экономического кризиса российское правительство оказало значительную поддержку национальному банковскому сектору, что, по заключению отечественных и зарубежных аналитиков, способствовало мягкому преодолению Россией последствий финансового коллапса.
Как показало исследование, к российским корпорациям относятся с подозрением не только дома, но и в мире. Ниже всего рейтинг российского бизнеса в Швеции (12%) и США (13%). Хотя в целом доверие к компаниям, головной офис которых находится в РФ, выросло на 5% и составляет 35%. Их рейтинг в странах ЕС увеличился с 17 до 25%, в Японии — с 10 до 39%, в Южной Корее — с 27 до 43%.
Больше всего верят российским бизнесменам в Мексике (75%). Может быть, потому, что в Акапулько и других мексиканских городах российские предприниматели обычно не работают, а с размахом отдыхают и оставляют щедрые чаевые. Высок уровень доверия к бизнесменам России и в ОАЭ, Бразилии, КНР, Индонезии и Аргентине. Причем за год рейтинг российских компаний увеличился в ОАЭ с 38 до 70%, Бразилии — с 39 до 62%, Индонезии — с 50 до 62%.
Согласно исследованию самыми важными факторами для поддержания корпоративной репутации компании являются:
-
качество продуктов и услуг;
-
доверие, прозрачность, цена;
-
отношение к сотрудникам.
Впервые в этом году прозрачность и честные методы ведения бизнеса оказались так же важны для поддержания репутации компании, как и ценовая политика. При этом доходность компании была отмечена в числе наименее значимых факторов, влияющих на репутацию.
Динамика уровня доверия к бизнесу в мире, % от числа респондентов
Регион |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Страны ЕС |
43 |
50 |
53 |
США |
36 |
54 |
46 |
Россия |
52 |
42 |
41 |
Изменение уровня доверия к банкам до финансового кризиса и после него, % от числа опрошенных
Страна |
2008 г. |
2009 г. |
Соотношение |
США |
71 |
25 |
–46 |
Великобритания |
46 |
16 |
–30 |
ФРГ |
44 |
23 |
–21 |
Россия |
54 |
44 |
–10 |
Индия |
83 |
87 |
+4 |
КНР |
78 |
90 |
+12 |
Изменение уровня доверия россиян к общественным институтам, % от числа респондентов
Общественный
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Бизнес |
44 |
52 |
42 |
41 |
Власть |
39 |
48 |
38 |
39 |
НПО |
30 |
36 |
38 |
42 |
СМИ |
31 |
40 |
37 |
37 |
Источник: глобальная коммуникационная компания Edelman
Комментарий
Александр Шохин,
президент РСПП
Полезно сравнить зарубежные индексы с показателями наших исследователей. Интересно сопоставить наше восприятие состояния того же бизнеса с мнением иностранных экспертов.
Важно прослеживать изменения и тенденции в деловом мире России в сравнении с другими странами. На основе такого анализа можно понять, как индекс общественного доверия влияет на политику государства по отношению к национальному бизнесу.
Надо поблагодарить руководство Edelman, что свое исследование компания презентовала у нас сразу после Всемирного экономического форума в Давосе.
Алан Вандермолен,
генеральный директор Edelman
по глобальным практикам и
междисциплинарному бизнесу
В России растет скепсис по отношению к общественным институтам. Хотя посткризисный экономический рост в стране намного выше, чем, скажем, в Нидерландах. Это здоровая реакция роста.
Характерно, что в России отсутствует сверхдоверие к одному из четырех публичных институтов. Это тоже хорошо. В здоровой среде очень важен одинаковый уровень доверия к власти и бизнесу, неправительственным организациям и средствам массовой информации. Это особенно значимо при турбулентном развитии бизнеса после глобального экономического кризиса.