В Минтрансе состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ под председательством вице-премьера Сергея Иванова. Участники рассмотрели ряд проблем, связанных с навигационно-гидрографическим и поисково-спасательным обеспечением морской деятельности на морских трассах России, в первую очередь на арктической магистрали Севморпути.
В принятом решении Морской коллегии отмечается, что складывающаяся на сегодняшний день ситуация в этой сфере «далека от желаемого». За 1990—2010 гг. Россия практически лишилась технологических цепочек производства геоинформационных ресурсов и воспроизводства соответствующей инфраструктуры. В связи с этим до критического уровня снизилась изученность морей и океанов, в том числе тех их частей, которые находятся под суверенитетом и юрисдикцией России. Подтверждением тому, по мнению вице-премьера, может служить осенний переход в прошлом году танкера «СКФ Балтика» компании «Совкомфлот» по Северному морскому пути, имеющий для России стратегическое значение. Экипажу тогда приходилось вести судно «буквально на ощупь», обходя мели, которые даже не были обозначены на российских картах.
Главная причина существующих проблем, по мнению С. Иванова, — в межведомственной разобщенности. В связи с этим он выразил надежду, что Морской коллегии удастся выработать взвешенные решения, которые позволят приступить к формированию единой системы навигационно-гидрографического и поисково-спасательного обеспечения (НГО).
Кому отдать полномочия?
Поддерживая идею единоначалия в сфере НГО, Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий подчеркнул: «Учитывая большой объем и сложность работ по навигационно-гидрографическому обеспечению морской деятельности, необходим единый государственный координатор. В связи с этим предложение о создании специального уполномоченного государственного органа следует рассматривать как серьезную и перспективную задачу. Мы полагаем, что на первом этапе при подготовке к ее решению целесообразно под эгидой Морской коллегии создать Координационный совет по НГО».
В то же время В. Высоцкий попытался убедить присутствующих в том, что основные полномочия в решении этой задачи должны быть возложены именно на ВМФ России. В подтверждение он привел ряд веских аргументов: «Во-первых, нас интересует весь мировой океан, а не только районы производственной деятельности и интенсивного судоходства. Во-вторых, есть ряд задач, в частности касающихся батиметрии и гравиметрии, которые интересуют только военных либо узких специалистов в данной области. И в-третьих, мы рассматриваем навигационно-гидрографическое обеспечение не только в условиях мирного времени, но и в угрожаемый период, и в военное время».
Позицию Минтранса России по данному вопросу озвучил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко. В ходе выступления он отметил, что в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС) имеющие флот государства обязуются сотрудничать в вопросах навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания. При этом административные функции при реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, осуществляет именно Минтранс России.
Cогласно Закону о морских портах Федеральное агентство морского и речного транспорта организует проведение работ по навигационно-гидрографическому обеспечению мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним усилиями ФГУП «Росморпорт». А на трассах Северного морского пути в соответствии с Кодексом торгового мореплавания решение этой задачи возложено на ФГУП «Гидрографическое предприятие».
Подводя итоги дискуссии, С. Иванов призвал усилить межведомственную координацию в вопросах НГО и ПСО, а также поручил Минобороны и Минтрансу России провести совместные учения по поиску и спасению на море.