Негосударственные пенсионные фонды успешно закончили прошлый год, закрыв убытки 2008 г., отмечается в специальном исследовании «Эксперт РА». Теперь НПФ предстоит повышать лояльность клиентской базы, заниматься вопросом результативности инвестирования пенсионных средств и совершенствовать бизнес-процессы.
В IV квартале 2010 г. активы НПФ совершили рывок, увеличившись на 35 млрд руб. Ключевым фактором увеличения активов НПФ стал рост фондового рынка (индекс ММВБ за указанный период вырос на 18%). Объем пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ увеличился до 800 млрд руб. По итогам 2011 г. совокупные активы НПФ, прогнозируют эксперты, достигнут 1,05—1,2 трлн руб. в зависимости от конъюнктуры рынка.
В 2009—2010 гг. к конкуренции за договоры ОПС активно подключились четыре фонда, собравшие в прошлом году около 1 млн договоров: КИТ Финанс, «Ренессанс Жизнь и Пенсии», Промагрофонд, ВТБ Пенсионный фонд. Особенность моделей этих фондов заключается в специализации на розничном ОПС и продажах либо через агентов, либо через аффилированные структуры. Причем НПО для этих фондов имеет как минимум второстепенное значение. Аналитики полагают, что 2011—2015 гг. покажут, насколько такая модель жизнеспособна в условиях замедления или даже прекращения роста клиентской базы.
Важный фактор, определяющий деятельность розничных НПФ в среднесрочной перспективе, — рост числа переходов из фонда в фонд. Так, в 2007—2009 гг. продажи НПФ практически не пересекались, а рост числа клиентов каждого НПФ в основном осуществлялся за счет «молчунов». Соотношение числа клиентов, расторгнувших договоры с НПФ, и числа договоров на начало года составляло около 2%. Сейчас значение этого показателя возросло и достигло 3—3,5% для крупных фондов, что свидетельствует о начале реальной конкуренции между НПФ за розничных клиентов.
Повышение эффективности НПФ невозможно без консолидации отрасли, подчеркивают эксперты. Поскольку доходность НПФ от инвестирования пенсионных средств вряд ли превысит в среднесрочной перспективе уровень инфляции на 3—4 п.п. Основная задача НПФ — нарастить объемы бизнеса и минимизировать долю доходов, направляемых на обеспечение уставной деятельности. Только повышение эффективности НПФ (в том числе за счет эффекта масштаба) способно обеспечить устойчивое превышение уровня доходности над уровнем инфляции.