Соцнеэффективных хотят национализировать

| статьи | печать

В Госдуму 11 февраля внесен проект федерального закона «О возмездном изъятии имущества (национализации) социально неэффективных собственников» (№ 500676-5). Одновременно с ним внесен проект закона (№ 500684-5), приводящий действующее законодательство в соответствие с проектом закона о национализации. Это уже вторая попытка законодателей запустить в стране механизм отчуждения государством частной собственности. Первый раз, в 2003 г., подобная инициатива провалилась: законопроект не приняли. Его лейтмотивом было удовлетворение потребности страны в стратегической продукции для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Новый проект федерального закона преследует принципиально иную цель — изымать имущество у неэффективно работающих организаций для защиты конституционного права граждан на получение вознаграждения за труд. Если проект станет законом, начать действовать он может уже с 1 июля 2011 г.

Авторы проекта утверждают, что недавний кризис в стране ярко проявил социальную неэффективность и безответственность крупного отечественного бизнеса перед обществом. При этом Россия — единственная страна из «Большой двадцатки», которая во время кризиса не использовала банкротство или национализацию в отношении хотя бы одной из неэффективно работающих финансово-кредитных компаний или промышленных предприятий.

Теперь ситуацию хотят исправить, направив бюджетные средства не на поддержание компаний, а на принудительное изъятие их имущества в пользу государства.

Проект понимает под национализацией имущества, находящегося в собственности юридических лиц и предпринимателей, принудительное обращение его в собственность РФ или субъекта РФ с возмещением собственнику установленной арбитражным судом стоимости имущества и понесенных убытков. Цель — предотвратить или устранить негативные социально-экономические последствия в результате использования собственником имущества в предпринимательской деятельности.

Также в качестве цели авторы проекта указывают защиту прав работников.

Но не возникнет ли перекос в другую сторону? Не станет ли это ширмой для отъема собственности?

Проект направлен прежде всего против крупного бизнеса, не в полной мере выполняющего обязательства перед работниками (смотрите критерии для отъема собственности). Но так ли уж виновны собственники компаний в условиях рыночной экономики? Предпринимательская деятельность свободна, а проект, по сути, предлагает отбирать бизнес у собственника, который, возможно, вел дела разумно, но стал испытывать объективные трудности и ищет пути оптимизации, пусть даже и за счет сокращения персонала. Это его право, проект же, по сути, это право ограничивает.

Более того, возникает вопрос: а окажется ли власть способна вывести национализированную компанию из кризиса и принесет ли это реальную пользу работникам, о которых так радеют авторы проекта? Ведь в проекте ничего не сказано о том, какие обязательства на себя берет государство в отношении изъятого имущества. В частности, есть ли гарантии, что новый собственник будет эффективнее прежнего?

Основания для изъятия

Проектом предусмотрено, что возмездное изъятие имущества осуществляется в исключительных случаях при наличии следующих оснований (перечень закрыт):

  • угроза массовых увольнений, вызванная действиями (бездействием) собственника имущества градообразующей или социально значимой организации либо ее органа управления, в том числе решениями о сокращении штата (численности) ее работников;
  • задолженность по выплате зарплаты, пособий и иных установленных законом выплат работникам и ранее работавшим, сумма которой превышает двухмесячный фонд оплаты труда;
  • необоснованное снижение зарплаты более чем на 10% , если это нарушает коллективные договоры и соглашения;
  • нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью трем и более лицам или их смерть, а также в случае неоднократного невыполнения предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего надзор за соблюдением данных правил, об устранении нарушений;
  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, атмосферы, порча земли, если это повлекло за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам или сельскому хозяйству;
  • решение суда о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства, если в результате могут наступить последствия, указанные в первом случае.


Как видим, критерии довольно размыты. Например, как определить необоснованность снижения зарплаты? Тот же Трудовой кодекс разрешает работодателю в одностороннем порядке менять условия трудового договора, в том числе зарплату, при изменении технологических и организационных условий труда.

Или нарушение правил безопасности. К сожалению, на любом предприятии могут погибнуть люди, взять, к примеру, шахты. Получается, их все надо национализировать? Так мы рискуем оказаться в прошлом.

Удивляет норма про задолженность по зарплате. Исходя из ее формулировки можно сделать вывод, что речь идет о задержке выплат свыше двух месяцев. За нее и так положена ответственность вплоть до уголовной, так зачем же имущество отбирать? Тем более что трудности такой продолжительностью можно назвать временными. Собственник может еще выправить ситуацию, но ему уже могут и не дать этого сделать.

Порядок принятия решения

Выдвинуть инициативу о национализации конкретного имущества может орган госвласти или местного самоуправления либо профсоюз работников организации. В зависимости от того, в чью собственность может отойти это имущество, инициатива направляется либо в Правительство РФ, либо в высший орган исполнительной власти субъекта РФ.

Копия инициативы направляется собственнику имущества, который со дня ее получения должен обеспечить сохранность имущества, не допускать его отчуждения или установления дополнительных обременений, не принимать решение о сокращении численности (штата) работников и увольнении. Совершенные им в этот период сделки будут ничтожными. Эти ограничения прекращаются принятием решения об отклонении инициативы или завершением процедуры национализации.

Это положение достойно отдельного внимания. Вообще-то оно трактуется как ограничение прав. А права могут быть ограничены только законом. Поэтому собственник будет вправе оспорить это в суде (ч. 2 ст. 49 ГК РФ).

Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что проект не предусматривает компенсацию убытков, причиненных необоснованным наложением ограничений. Если в ходе рассмотрения этот пробел так и останется невосполненным, за их возмещением также придется обращаться в суд.

Решение либо о поддержке инициативы, либо об отклонении должно быть принято в течение 30 дней. Порядок проверки устанавливает Правительство РФ (высший орган исполнительной власти субъекта РФ). Собственник вправе представить план мероприятий об устранении оснований для национализации, исходя из чего принятие решения может быть отложено на месяц. В течение трех дней с момента вынесения решение направляется автору инициативы и собственнику.

Если принимается решение о поддержке инициативы, еще 30 дней есть у депутатов Госдумы (депутатов в регионе) на принятие решения в форме постановления (закона субъекта РФ) о возмездном изъятии имущества. Но они могут и отказать.

В случае принятия решения о национализации орган власти обращается в арбитражный суд с иском об установлении размера возмещения собственнику. Решение суда принимается в течение 30 дней с даты подачи иска и подлежит немедленному исполнению при его вступлении в законную силу.

Что не так в этой процедуре? Хотя бы то, что согласно ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Даже незвирая на то что ст. 235 ГК РФ закрепляет: обращение в госсобственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков.

Возмещение стоимости имущества и его изъятие

Стоимость имущества будет определяться независимым оценщиком равным его рыночной стоимости и причиненных убытков и затем устанавливаться решением арбитражного суда. Состав изымаемого имущества предлагается определять в соответствии со ст. 132 ГК РФ. Причем если основанием для национализации послужила задолженность по выплате зарплаты или причинение вреда жизни и здоровью лиц либо нанесение ущерба окружающей среде, то из размера возмещения вычитаются расходы бюджета на покрытие этих убытков.

В течение десяти дней с момента вступления в силу решения суда федеральный орган исполнительной власти (исполнительный орган власти субъекта РФ) перечисляет сумму возмещения на банковский счет собственника. После этого тот обязан передать изымаемое имущество в федеральную собственность (собственность субъекта РФ).

Изъятое имущество закрепляется за федеральным государственным унитарным предприятием или государственным унитарным предприятием субъекта РФ.

А был ли мальчик?

В финансово-экономическом обосновании к проекту сказано, что введение в действие закона не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, поскольку он носит рамочный характер. Не правда ли, странно?

Закон действительно содержит много отсылочных норм, но то, что его реализация не потребует средств из бюджета, удивляет.