Чтобы желания бизнеса совпадали с возможностями рынка капитала

| статьи | печать

Каждое предприятие сталкивается с потребностью в привлечении финансовых ресурсов. Мировой кризис обескровил российский рынок капитала, увеличилась не только стоимость фондирования, но и фактически утратилась возможность привлекать дешевые западные кредиты. Учитывая уклон развития российского рынка капитала в сторону долгового, а также специфику предоставления банковских кредитов, отечественный бизнес фактически остался без основного инструмента развития. Выжить смогли не многие компании: кому-то помогло государство, кто-то договорился с кредиторами о реструктуризации долга. В то же время в большей степени это следует рассматривать как временную передышку. Главной проблемой остается вопрос: где взять деньги и из каких источников привлекать капитал?

Проанализируем, что может предложить предпринимателю отечественный рынок капитала и какова ситуация с привлечением инвестиционных средств.

Согласно статистике (рис. 1) по итогам 1-го полугодия 2010 г. наибольшую долю в структуре отечественного рынка капитала занимали негосударственные ценные бумаги (59,2%), на долю банковских кредитов приходилось 34,6%. В то же время за последние десять лет доля кредитных ресурсов возросла на 54% (с 22,5 до 34,6%).

Такая динамика свидетельствует о доминировании банковского кредита над использованием ценных бумаг компании. При этом 84% (рис. 2) кредитов являются краткосрочными, что не позволяет компаниям осуществлять эффективное финансовое планирование и проводить качественную инвестиционную политику. Такая ситуация толкает их на нарушение основ финансового планирования, когда предприятие проводит модернизацию производственных активов или реализует долгосрочные инвестиционные проекты за счет краткосрочных заимствований.

обратите внимание

Надежда менеджмента и собственников на пролонгацию кредитных договоров (как минимум на прежних условиях) не только значительно повышает риск финансовой несостоятельности компании, но и снижает уровень стратегического управления, не позволяет разработать эффективную финансовую стратегию. 

 

Нельзя говорить и о качественном финансовом моделировании, если горизонт планирования ограничен годом или полутора годами (рис. 2). Как следствие, это влечет перекосы в оперативной, инвестиционной и финансовой деятельности. В итоге основная цель — максимизация прибыли — не достигается, соответственно отсутствует приращение ценности компании.

Эффект домино

Какие факторы ограничивают развитие российских предприятий (рис. 3)? Прежде всего неопределенность экономической ситуации (62%), кризис и, как следствие, недостаточный спрос на отечественную продукцию.

Следующий важный фактор — недостаток финансовых ресурсов (49%), который в свою очередь предопределяется недоступностью дешевых и длинных кредитных ресурсов (41%). Если обратиться к частным исследованиям (например, Board Solutions), главные вызовы российского бизнеса в 2009—2010 гг. — это значительная долговая нагрузка и недостаток капитала (32%).

В то же время активы банковского сектора растут, хотя многие банкиры жалуются на отсутствие заемщиков и невозможность качественно наполнять кредитные портфели. В чем причина их неудовольствия? Конечно, кредитные управления банков хотят видеть идеальных заемщиков, у которых отсутствовали бы долги, имелся ликвидный залог, в несколько раз перекрывающий объем привлекаемых ресурсов, финансово-экономические показатели демонстрировали рост и т.п. В этом случае клиент для банка будет желанным. Однако реальность такова, что идеальных заемщиков — единицы, большинство компаний испытывают определенные трудности. Однако следует иметь в виду, что качество заемщика определяется не значительной залоговой массой, а способностью вернуть заемные средства, то есть качественным прогнозом будущих денежных потоков. Конечно, обеспечение позволяет снизить риск потери денег кредитной организацией, но практика показывает, что реализация залогов не покрывает всех потерь, к тому же ведет к дополнительным расходам.

обратите внимание

Таким образом, возникает парадокс между реальным и финансовым секторами экономики: с одной стороны, деньги есть, с другой — их невозможно получить по приемлемой цене. В результате блокировка или ограничение доступа значительного количества предприятий реального сектора приводят к эффекту домино, когда неплатежи порождают коллапс взаиморасчетов между предприятиями.

Кредиты кусаются

Если проанализировать среднюю процентную ставку по кредитам, то она варьируется от 14 до 18% (рис. 4). Это достаточно высокий процент для реального сектора, учитывая, что зарубежные финансовые институты для поддержки производителей предоставляют кредит по ставкам 5—7% годовых, тем самым значительно повышая конкурентные преимущества своих производителей и обеспечивая должный уровень модернизации предприятий.

Снижение эффективности «финансового рычага» обусловлено в том числе запоздалой фискальной политикой государства в отношении налогообложения привлекаемых ресурсов. Так, только в июле 2010 г. были приняты поправки в п. 1.1 ст. 269 Налогового кодекса РФ, определяющие предельную величину процентов, признаваемых расходом и уменьшающих налогооблагаемую базу налогоплательщика по налогу на прибыль. В частности, с 1 января по 31 декабря 2010 г. и с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. данная величина не должна превышать ставку рефинансирования Центробанка РФ, увеличенную в 1,8 раза в рублях (до этого увеличение могло быть только не более 10%, то есть в 1,1 раза).

Учитывая, что ставка рефинансирования с февраля 2010 г. составляла 8,5%, максимальный процент, который можно отнести на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, был равен 9,35. При этом средняя рыночная ставка по кредитам на тот момент находилась на уровне 14—15%. Это в еще большей степени ухудшало неустойчивое финансовое положение компаний, что привело к увеличению просрочек по кредитам и займам (82% за 2009—2010 гг.) (рис. 5).

Помимо дороговизны долговых финансовых инструментов кредитные организации выдвигают дополнительные требования к заемщикам, одним из которых является наличие ликвидного залогового обеспечения. Следует отметить два фактора:

  • ликвидность основных средств у большинства предприятий остается на низком уровне, так как велик износ основных фондов (особенно в промышленности);
  • к залогу применяется дисконт 50—60%.

Эти факторы не позволяют отечественным компаниям привлекать финансовые ресурсы в достаточном объеме и реализовывать сбалансированную финансовую стратегию, что, разумеется, не способствует удовлетворению инвестиционных потребностей российского бизнеса.

Очевидно, что для повышения финансовой устойчивости бизнеса особое внимание необходимо уделить поиску долгосрочного капитала. Если долгосрочные инвестиционные кредиты пока недоступны большинству российских компаний, одним из инструментов, с помощью которых можно привлечь капитал, являются ценные бумаги. Развитие рынка облигационных займов в последние годы демонстрирует значительный рост и ликвидность. Конечно, использование такого механизма требует иного подхода к управлению, однако в то же время открывает дополнительные горизонты для финансового планирования, в том числе использования рынка акционерного капитала (рис. 6).

На IPO надейся…

Так, в ходе публичных размещений акций российские компании в 1-м полугодии 2010 г. смогли привлечь порядка 3,6 млрд долл. По состоянию на 1 декабря 2010 г. было проведено порядка 16 IPO российских компаний.

обратите внимание

Ухудшение ситуации на финансовых рынках ряда европейских стран привело к негативному воздействию на конъюнктуру российского рынка акций, что выразилось в оттоке капитала из рисковых активов, в том числе российских акций. Однако данную тенденцию следует рассматривать как краткосрочную меру. В долгосрочной перспективе развитие отечественного рынка акционерного капитала сомнений не вызывает.

Если проанализировать фондовые рынки, на которых осуществлялись размещения ценных бумаг российских эмитентов, то значительная часть IPO проходила через иностранные биржи (72%), что в свою очередь накладывает на эмитента определенные обязательства. Использование рынка долевого капитала для развития бизнеса сопряжено с необходимостью качественных преобразований модели управления и публичности компании.

Сравнивая основные требования к бизнесу со стороны финансовых институтов и фондового рынка, можно убедиться, что выход на публичный рынок увеличивает расходы компании (см. таблицу).

В то же время формирование модели бизнеса, отвечающей современным стандартам управления, позволяет российским эмитентам получать хорошую премию к своим ценным бумагам (порядка 40%) (рис. 7). Таким образом, финансовая стратегия компании должна базироваться на принципах рассмотрения и использования всех источников привлечения капитала, не забывая о структурных преобразованиях.

1. «Обзор финансового рынка», № 2 (69), подготовленный Департаментом исследований и информации Банка России, www.cbr.ru
2. Данные ФСГС, www.gks.ru, Банка России
3. По данным ФСГС
4. Обзоры Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), www.micex.ru 
5. Данные ФСГС
6. Согласно статистике ФСГС
7. Согласно анкетированию российских компаний, проведенному «РБС-ФИНАНС»
8. Данные исследования компании «Ernst &Young», www.ey.com