Чиновники из налоговой службы решили провести «электрификацию всей страны». В современном смысле это означает замену тесного личного контакта бухгалтеров и инспекторов электронным документооборотом, который осуществляется по телекоммуникационным каналам связи. Для того чтобы «сказку сделать былью», налоговики разрабатывают приказы о порядке направления документов плательщикам. Два из них были зарегистрированы Минюстом России в середине февраля. Какая от них польза и чего не хватает для полного счастья – вы узнаете из нашего материала.
В ожидании счастья
Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ (далее — Закон № 229-ФЗ) ввел в Налоговый кодекс положения, согласно которым многие документы можно отправлять в налоговую инспекцию и получать от чиновников в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Это касается, в частности, актов сверки расчетов (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Нововведения вступили в силу с 2 сентября 2010 г.
Введение электронного документооборота было призвано максимально снизить количество личных встреч бухгалтеров и налоговых инспекторов. Это безусловно удобно. Такие взаимоотношения экономят деньги, нервы и время как представителям организаций, так и сотрудникам налоговых инспекций.
С момента вступления в силу указанного закона прошло уже полгода, но порядок направления документов в электронном виде по ТКС разработан не для всех бумаг. Напомним, что такая обязанность возложена на ФНС России. В частности, нет его для требований о представлении документов при проверке, выставляемых в рамках ст. 93 НК РФ, для сообщений о подразделениях и др. За ними или с ними приходится по старинке ездить в инспекцию либо пользоваться услугами почты, которая тоже не торопится доставлять корреспонденцию и периодически ее теряет.
Два шага вперед
В середине февраля Минюст России зарегистрировал два приказа налоговой службы, которые обеспечат бухгалтерам удаленное общение с инспекциями. Это внушает надежду на скорое введение электронного документооборота в запланированном Законом № 229-ФЗ объеме. Речь идет о приказах ФНС России от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700@ «Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» и от 29.12.2010 № ММВ-7-8/781@ «Об утверждении Порядка передачи акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (зарегистрированы в Минюсте России 11.02.2011 № 19804).
Отметим, что Закон № 229-ФЗ почему-то сделал исключение для такого документа, как заявление на зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога. Его можно сдать только в письменном виде лично или по почте (п. 5 и 6 ст. 78 НК РФ). Отправить по телекоммуникационным каналам связи этот документ нельзя. Минфин России напомнил об этом в письме от 11.02.2011 № 03-02-07/1-46.
Еще один очень важный момент отнесен к компетенции Минфина России. Согласно п. 9 ст. 169 НК РФ финансовое ведомство должно установить порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи. Но на данный момент как не было такой роскоши во взаимодействии бухгалтеров и чиновников, так и нет.
Мы проанализировали и свели в таблицу информацию о документах, уже ставших электронными, и о тех, которые еще не получили право «ходить по проводам».
Наименование документа |
Основание |
Форма и формат |
Порядок представления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) |
Документы, направляемые в налоговую инспекцию | |||
1. Сообщение об открытии или о закрытии счетов. 2. Сообщение обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях. 3. Сообщение обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ, и изменениях в сведения о таких обособленных подразделениях |
Пункты 2 и 7 ст. 23 НК РФ |
Формы сообщений утверждены приказом ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@. Формат сообщений утвержден приказом ФНС России от 09.06.2009 № ММ-7-6/318@ (письмом ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623@ доведены рекомендуемые формы сообщений № С-09-3-1 и № С-09-3-2 и уведомления № 1—6-Учет) |
Не утвержден |
Документы, представляемые
|
Пункт 2 ст. 93 НК РФ |
Формы утверждены в приложении № 5 к приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. Формат сообщений не утвержден |
Не утвержден |
Счет-фактура |
Пункты 8 и 9 ст. 169 НК РФ |
Форма приведена в постановлении Правительства РФ от 02.12.2000 № 914. Форматы счета-фактуры в электронном виде не утверждены |
Не утвержден (компетенция Минфина России) |
Доверенность при представлении деклараций в электронном виде (в случае, если от имени организации действует представитель по доверенности, например бухгалтер, или специализированная фирма) |
Статья 29 НК РФ |
Электронные форма и формат информационного сообщения о доверенности утверждены приказами ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@ и от 09.11.2010 № ММВ-7-6/534@ |
Методические рекомендации по формированию информационного сообщения о доверенности приведены в письме ФНС России от 24.01.2011 № 6-8-04/0002@. Сообщение о доверенности надо направлять в электронном виде в налоговый орган с каждым электронным документом, подписанным уполномоченным представителем. Причем перед началом осуществления деятельности через уполномоченного представителя обязательно нужно представить в инспекцию копию доверенности на бумажном носителе |
Документы, получаемые от налоговой инспекции | |||
Требование, направляемое в банк о перечислении налога |
Пункт 4.2 ст. 60 НК РФ |
Не утверждены |
Не утвержден |
Требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа |
Пункт 6 ст. 69 НК РФ |
Форма утверждена приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@. Формат не утвержден. Приказом ФНС России от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700@ утверждены форматы документов, участвующих в отправке и получении требования по ТКС |
Дата направления требования в электронном виде по ТКС — дата, зафиксированная в подтверждении. Требование считается принятым, если пришла квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика. Документ не считается полученным, если направлен плательщику ошибочно, не соответствует формату, не содержит ЭЦП должностного лица налогового органа.
|
Требование о представлении
|
Пункт 2 ст. 93 НК РФ |
Форма требования утверждена приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. Формат не утвержден |
Не утвержден |
Акт совместной сверки расчетов |
Подпункт 11 п. 1 ст. 32 НК РФ |
Форма утверждена приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@. Формат утвержден приказом ФНС России от 04.10.2010 № ММВ-7-6/476@ |
При отправке и получении акта сторонам информационного обмена необходимо использовать ЭЦП. Акт считается принятым при получении от плательщика извещения. При этом датой принятия акта считается дата, указанная в извещении (приказ ФНС России от 29.12.2010 № ММВ-7-8/781@) |
Документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в налоговых отношениях |
Пункт 4 ст. 31 НК РФ |
Формы документов утверждены приказами ФНС России от 20.05.2010 № ММВ-7-3/241@, от 27.04.2010 № ММВ-7-3/204@, от 06.04.2010 № ММ-7-2/178@, от 23.03.2010 № ММ-7-3/136@, от 18.04.2007 № ММ-3-03/239@, от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ и др. Формат не утвержден |
Не утвержден |
Уведомление о постановке на учет в налоговом органе (снятии с учета). Направляется по ТКС только по запросу организации |
Пункт 5.1 ст. 84 НК РФ |
Форму и формат должно разработать ФНС России. Порядок представления документов в электронном виде утверждает Минфин России |
Не утвержден |