Прессконференцию с участием страхового омбудсмена Германии профессора Гюнтера Хирша провели в ВСС. Не исключено, что именно немецкий опыт будет положен в основу института омбудсмена в России.
Германии институт омбудсмена был создан десять лет назад, профессор Г. Хирш работает в этом аппарате с апреля 2008 г. Целью создания такого института было улучшение репутации национального страхового сообщества, а также системы защиты прав страхователей. Институт омбудсмена в Германии финансируется за счет членских взносов страховых компаний и за счет оплаты жалоб потребителей тоже страховщиками. По словам Г. Хирша, общий объем рассматриваемых немецким омбудсменом жалоб составляет 18 тыс. ежегодно и средние затраты на рассмотрение жалобы составляют для компании, против которой она обращена, около 100 евро. Более 90% поступающих жалоб касаются споров на сумму до 10 000 евро, и в 35% случаев омбудсмен принимает решение в пользу жалобщика. В спорах по страхованию жизни этот показатель вполовину меньше изза сложности продукта, отметил Г. Хирш. Решения омбудсмена в спорах до 10 000 евро согласно закону являются в Германии обязательными для исполнения страховщиком, решения на большую сумму — рекомендательными. Страхователь в обоих случаях имеет право обратиться в суд, однако стоит учитывать, что средний срок рассмотрения жалобы омбудсменом (четыре месяца) меньше, чем средний срок рассмотрения жалобы в суде.
Ежегодная сумма затрат на содержание института обмудсмена составляет порядка 3 млн евро. Только 4% страховщиков Германии не участвуют в финансировании данного института. Это в основном перестраховочные компании, специализированные страховщики, работающие по линии защиты промышленных кредитов, и компаниинерезиденты, обслуживающие глобальный бизнес, как сообщил Г. Хирш. Частные потребители практически не входят в контакт с перечисленными компаниями.
В аппарате германского омбудсмена работают 18 юристов, каждый из которых является специалистом в своей области страхования, и дополнительный персонал. По словам профессора Г. Хирша, создание данного института, по отзывам страхователей, во многом помогло решить задачу улучшения репутации страховщиков. Поэтому германский омбудсмен горячо рекомендовал создание подобного же института в России, предложив взять за базу опыт своего аппарата.
Ожидается, что в России ежегодное число жалоб в аппарат омбудсмена будет значительно ниже, чем в Германии, поскольку уровень проникновения страхования в нашей стране далеко не достиг немецкого. В Германии на каждого гражданина приходится 5,5 страхового договора, в России, без учета ОМС, ниже единицы.