В России вступили в силу новые правила промсборки автомобилей, разработанные Минэкономразвития, Минфином, Минпромторгом и утвержденные Правительством РФ. Согласно документу иностранные автопроизводители освобождаются от пошлины на импорт автокомпонентов в случае выполнения ряда условий. Так, объем производства на предприятии должен составлять не менее 300 000 авто в год. Ранее достаточно было иметь объем 25 000. Не менее 30% двигателей для них должны производиться в России. Также локализация производства запчастей до 2020 г. должна быть доведена до 60%.
Renault и Nissan обеспечили себе «подушки безопасности»
Как сказал «ЭЖ» ведущий специалист Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов, без специальных усилий государства создание отрасли автокомпонентов во всех странах происходит очень трудно. «Всем автопроизводителям проще выпускать автокомпоненты на уже существующих заводах, чем строить новые в других странах, — объясняет эксперт. — А все страны, в свою очередь, заинтересованы в развитии собственного автопрома и в создании новых рабочих мест и пытаются давить на автокомпании, заставляя их строить новые заводы. Изза этого во всем мире наблюдается избыток производственных мощностей».
Эксперт отметил, что недостатком прежнего либерального режима промсборки автомобилей в России была «непрозрачность выполнения автопроизводителями условий соглашений». Например, аналитик допускает, что прежние условия минимального объема производства автомобилей в 25 000 автомобилей в год по факту выполнялись не всеми.
В свою очередь эксперт консалтинговой группы Frost & Sullivan Сергей Бургазлиев уверен, что новые правила писались в интересах крупных отечественных автопроизводителей, в первую очередь АвтоВАЗа и Sollers.
Сегодня на российском авторынке работают девять основных иностранных автопроизводителей: Renault, Nissan, Sollers (Fiat), Ford, VW, GM, PSA (Peugeot/Citroen), Toyota, Hyundai/KIA. Эти компании уже вложили от 100 млн до 500 млн долл. и более в свои российские заводы, но теперь они должны раскошелиться еще, чтобы удвоить и утроить производственные мощности. Если компании этого не сделают, то производить автомобили в России им станет невыгодно, так как за комплектующие для сборки автомобилей придется платить такие же огромные пошлины, как за готовые автомобили.
Однако новые условия промсборки не грозят ухудшениями условий для Renault и Nissan, так как эти компании входят теперь в альянс с АвтоВАЗом и суммарное производство альянса в 2011 г. может составить до 1 млн авто. Также ничего не потеряет и Sollers: планы по ужесточению условий промсборки совпали с его планами по возведению в Набережных Челнах гигантского автомобильного завода емкостью 500 000 автомобилей в год.
Впрочем, и другие иностранные автопроизводители также вроде бы нашли механизмы, позволяющие обойти новые требования. И самым простым способом стало спешное создание альянсов зарубежных автопроизводителей с российскими заводами.
Еще в начале февраля стало известно сразу о нескольких возможных альянсах автопроизводителей. Первыми заявили о своих намерениях Renault —Nissan — АвтоВАЗ, причем к их заявке на льготы присоединились КамАЗ и Daimler со своим СП по выпуску грузовиков (до 30 000 автомобилей в год). Благодаря российскому партнеру альянс получает возможность усреднить требования по локализации и наладить крупноузловую сборку топовых иностранных моделей. Впрочем, именно под это партнерство и писались новые требования, говорили ранее
отраслевые эксперты.
Вторым по этому пути пошел альянс Sollers с американским Ford, уже имеющим собственный завод в России. Стороны создают СП, в которое внесут свои заводы, получая возможность выполнить требования по объемам выпуска с неплохим стартовым уровнем локализации.
Этот путь, похоже, выбрали и остальные. В частности, источники в Минэкономразвития и Минпромторге говорят, что в работе находится проект создания СП Volkswagen с «Группой ГАЗ», также на основе объединения производственных активов. Затем стало известно, что General Motors и калининградский «Автотор» обсуждают такую же возможность.
Так, «Автотор» уже заявлял, что намерен в 2011 г. выпустить до 240 000—250 000 машин. Его узкое место — сварочноокрасочный комплекс на 60 000 машин в год, и о его расширении уже заявлялось. Мощности завода GM под СанктПетербургом — 60 000 машин. Про запас у GM есть также соглашение о сборке на ГАЗе 30 000 Chevrolet Aveo в год.
«Компания Volkswagen Group Rus передала меморандум о намерениях в Минэкономразвития РФ, подтверждая свою заинтересованность в новых условиях „промышленной сборки“, определенных новой версией постановления Правительства РФ № 166», — говорится в сообщении компании. На легковом производстве ГАЗа будет организован полный цикл производства моделей Volkswagen и Skoda, включающий сварку, окраску, сборку. Общий объем производства в рамках проекта составит более 100 000 автомобилей в год.
Немецкий партнер берет на себя обязательства по подготовке персонала для производства и планирует переподготовить 2500 сотрудников ГАЗа.
«На нашей производственной площадке в Калуге мы сосредоточимся на расширении производства Volkswagen Polo седан и запуске новых моделей», — заявил гендиректор Volkswagen Group Rus Маркус Озегович. «Сотрудничество с Volkswagen Group позволит ГАЗу увеличить загрузку мощностей и привлечь передовые технологии», — сказал президент «Группы ГАЗ» Бу Андерссон.
Это не единственный партнер ГАЗа. В начале февраля «Группа ГАЗ» заключила с General Motors соглашение о контрактной сборке 30 000 Chevrolet Aveo в год начиная с 2012 г.
«Наши мощности позволяют запустить и реализовывать оба эти проекта», — заявил Бу Андерссон. При этом GM, у которого уже есть завод под СанктПетербургом, рассматривает возможность расширения производства в России — для этого может быть заключено соглашение по производству машин на калининградском заводе «Автотор». Также GM может достичь нужного объема производства в 300 000 машин за счет расширения собственного завода в СанктПетербурге. Гендиректор «Автотора» Валерий Горбунов подтвердил «ЭЖ», что возможность сотрудничества рассматривается. «Решение о создании совместного предприятия не принято. Такая возможность рассматривается как один из вариантов, но он далеко не единственный», — сказал он.
В то же время агентство «Рейтер» со ссылкой на источник в Минэкономразвития сообщило, что Fiat, разорвавший планы по созданию совместного производства с компанией Sollers, которые готовились больше года, теперь ищет нового партнера. Им может стать ТагАЗ. Менеджеры Fiat и его подразделения по производству коммерческих автомобилей Iveco встречались на днях с министром экономического развития РФ Эльвирой Набиуллиной и обсудили с ней возможность льгот для создания производства в РФ, сообщили «ЭЖ» в прессслужбе ведомства.
Дело в том, что Iveco и Fiat уже заключили соглашение о промсборке машин на заводе «Савеко» в Нижнем Новогороде. Но полномасштабное производство так и не было организовано. Теперь партнеры пытаются договориться о возрождении прежних договоренностей о промсборке 25 000 машин в год, сообщает «Рейтер». Представители ТагАЗа также подтверждают факт переговоров об организации нового альянса.
В феврале компания Sollers подала заявку в МЭР с новым партнером — компанией Ford. Автомобили в рамках сотрудничества будут производиться на заводе во Всеволожске Ленинградской области, а также на заводах в Набережных Челнах и особой экономической зоне «Алабуга». Сейчас на этих предприятиях Sollers собирают автомобили Fiat.
По мнению руководителя направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Moscow Евгения Богданова, «поголовное создание СП» — вполне ожидаемый эффект новых правил промсборки. «Компании подстроились под ситуацию, — говорит он. — Но в конечном итоге развитием автопрома будут управлять не требования чиновников, а объем рынка. Если будет достаточный спрос, чтобы выпускать на одной платформе 150 000—200 000 машин, то будет и локализация. Пока же эти планы похожи на иллюзию».