При регистрации СРО в отрасли, подлежащей обязательному саморегулированию, с большой долей вероятности можно попасть в тупик нестыковок отраслевого законодательства и закона о саморегулировании. Добровольные СРО вроде бы избавлены от этой проблемы, так как регулируются только Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ, но и их регистрация нередко напоминает путь между Сциллой и Харибдой. Как же подготовиться к процессу регистрации, чтобы завершить его с успехом?
Регистрируя первое в отрасли СРО оценщиков, столкнулись с огромным количеством нестыковок сложившегося правового поля. Источником проблем стало то, что сначала вышел Федеральный закон от 27.07.2006 № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оценочной деятельности в Российской Федерации“», который предписал оценщикам стать членами СРО. При этом в отличие от лицензирования деятельности юридических лиц регулированию стали подлежать специалисты — физические лица. В соответствии с его требованиями нами и создавались все документы, регламентирующие деятельность СРО.
Полгода спустя приняли Федеральный закон от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон № 315-ФЗ). И на первом же общем собрании членов в статусе СРО мы были вынуждены очень серьезно переработать внутренние документы и устав, чтобы привести их в соответствие с ним. Кроме того, СРО создаются в форме некоммерческих организаций и подпадают под действие Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Например, мы столкнулись с тем, что по федеральным законам № 7-ФЗ и № 135-ФЗ исполнительные органы «образуются», а по Закону № 315‑ФЗ — постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО «избирается», а единоличный исполнительный орган «назначается». Не совпадает также и исключительная компетенция органов управления в части формирования специализированных органов, к тому же независимых членов коллегиального органа по одному закону должно быть не больше четверти, а по другому — не меньше трети. Подобных нестыковок и противоречий множество.
Пиши устав
Первое, что нужно решить при создании СРО, — это то, какие требования, а для обязательных СРО —дополнительные требования, будут предъявляться к ее членам, к обеспечению имущественной ответственности их деятельности, насколько тщательной будет процедура контроля и строгим применение дисциплинарных взысканий. Будет ли СРО отвечать только лишь формальным требованиям, не таким уж жестким для добровольных СРО, или же будет реально способствовать повышению качества регулируемого вида деятельности.
И еще немаловажный вопрос —то, как будут прописаны в документах СРО ее структура, компетенции органов управления и меры, направленные на устранения конфликта интересов. Безусловно, на этапе создания трудно предусмотреть все, но на этом этапе необходимо как минимум определить, в чьей компетенции находится решение различных вопросов.
Следует также учесть, что изменения устава принимаются решением высшего органа управления и подлежат госрегистрации, поэтому в уставе целесообразно отражать только обязательные и общие требования. Для наиболее четкой и подробной регламентации компетенций и функций возможно разработать пакет внутренних положений, которые при необходимости можно изменять и дополнять.
Как показала практика, за более чем трехлетний срок существования нашей СРО ни одно общее собрание членов или заседание коллегиального органа управления не проходило без принятия решений по сути и внесения содержательных изменений и дополнений в документы и процедуры, а также разработки новых норм и правил. С одной стороны, это обусловлено регулярными поправками законодательства, с другой — тем, что в процессе функционирования СРО формируются опыт и практика в виде внутренних норм, стандартов и правил СРО.
Сначала — некоммерческая организация
Законом № 315-ФЗ установлено, что саморегулируемыми признаются некоммерческие организации (НКО), основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. А значит, прежде чем зарегистрировать СРО, необходимо создать и зарегистрировать некоммерческую организацию. Такими НКО могут быть, например, ассоциации, союзы или некоммерческие партнерства. При этом последняя форма является наиболее распространенной среди СРО.
Если в последующем создаваемая НКО будет претендовать на включение в реестр СРО, то уже на этапе регистрации ее устав должен содержать требования, предъявляемые федеральным законодательством к СРО. При этом в названии организации не может быть термина «саморегулируемая» до включения в реестр СРО. Некоторые нормы законодательства о НКО не распространяются на СРО, поэтому в уставе можно сразу предусмотреть, что эта норма будет действовать только до получения статуса СРО, а другая — после.
Таким образом, можно зарегистрировать НКО, формально соответствующую требованиям к СРО, и претендовать на включение в реестр СРО. На практике многие организации уже после получения статуса СРО вносят изменения в свои уставы и внутренние документы с тем, чтобы закрепить статус в названии, более четко регламентировать компетенцию органов управления, установить дополнительные требования к членству или обеспечению ими ответственности.
НКО превращается в СРО
Добровольные СРО, а также обязательные СРО оценщиков и арбитражных управляющих регистрируются (вносятся в реестр) и контролируются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Для других видов деятельности может быть установлен иной орган, ведущий реестр (так, например, для аудиторов это Минфин России и т.п.).
Для регистрации в качестве саморегулируемой организации в Росреестр необходимо представить комплект документов, подтверждающих соответствие организации требованиям, предъявляемым к СРО.
В их числе: устав и документы, подтверждающие государственную регистрацию как самой СРО, так и ее членов, реестр членов с указанием осуществляемого вида предпринимательской или профессиональной деятельности, документы, подтверждающие наличие и регламентирующие деятельность специализированных органов (контрольного и дисциплинарного), соответствие органов управления предъявляемым к ним требованиям и ограничениям, стандарты и правила СРО, документы, подтверждающие наличие соответствующих способов обеспечения ответственности членов, и другие документы, предусмотренные специальными федеральными законами.
Сведения в госреестр СРО вносятся (или принимается решение об отказе в этом) в течение семи рабочих дней со дня представления документов.
В процессе принятия решения о госрегистрации СРО Росреестр проверяет количественный состав членов СРО. Кроме того, изучает соответствие органов управления СРО требованиям законодательства, наличие специализированных органов, осуществляющих контроль за соблюдением членами СРО стандартов и правил профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, вопросы о размере и оплате компенсационного фонда СРО, вопросы обеспечения дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг), а также наличия стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО. При этом все законодательно установленные требования к СРО должны быть не продекларированы, а реально выполнены, то есть органы сформированы, положения приняты, стандарты утверждены, меры за нарушения предусмотрены, договоры страхования заключены, а компенсационный фонд сформирован.
Среди довольно часто встречающихся причин отказа может быть несоответствие устава требованиям законодательства о СРО, несоответствие количественного или качественного состава реестра членов и (или) органов управления и специализированных органов, отсутствие соответствующих положений и стандартов и правил, отсутствие заключенных договоров страхования или сформированного компенсационного фонда.
Таким образом, на этапе получения статуса СРО важно представить организацию, не только соответствующую определенным формальным требованиям, но и осуществляющую все возложенные на нее функции. Так, уже при первой же проверке деятельности СРО со стороны уполномоченного госоргана будут проверены и сайт, отвечающий требованиям к раскрытию информации, и процедуры контроля за деятельностью членов, и то, как рассматриваются жалобы и применяются меры дисциплинарного воздействия, своевременность обновления страховки и размещения средств компенсационного фонда, исполнение сроков и процедур.
К сведению
Для регистрации СРО в Росреестр необходимо представить комплект документов.
В их числе:
- устав и документы, подтверждающие государственную регистрацию как самой СРО, так и ее членов;
- реестр членов с указанием осуществляемого вида предпринимательской или профессиональной деятельности;
- документы, подтверждающие наличие и регламентирующие деятельность специализированных органов (контрольного и дисциплинарного), соответствие органов управления предъявляемым к ним требованиям и ограничениям;
- стандарты и правила СРО;
- документы, подтверждающие наличие соответствующих способов обеспечения ответственности членов;
- другие документы, предусмотренные специальными федеральными законами.