Аутсорсинг – признанный на практике способ сэкономить деньги, сократить издержки, повысить эффективность бизнеса. Тем не менее, мнения компаний о нем остаются не однозначными. Для того чтобы профессионально перевести сервисы на аутсорсинг и контролировать их выполнение, необходимо перестроить работу компании в целом. Российский аутсорсинг начал развиваться недавно, емкость этого рынка, по оценкам экспертов, составляет порядка трех-четырех миллиардов рублей. С какими проблемами сталкиваются российские компании, приобретая аутсорсинг и как он меняет отношение к бизнесу в западных компаниях и пойдет речь.
Аутсорсингом нужно заниматься постоянно как одной из ключевых функций управления. При этом оценивать все плюсы и минусы при принятии каждого конкретного решения.
Принимать такое решение нужно с точки зрения экономики и стратегии компании.
Критерии принятия решения
Основной принцип бизнеса состоит в увеличении доходности каждой транзакции. Можно либо уменьшать количество транзакций, либо увеличивать их доходность. Аутсорсинг дает возможность увидеть, по крайней мере теоретически, сколько стоит каждый бизнес-процесс или транзакция.
Фактор времени выполнения бизнес-процесса не менее важен. В этом смысле аутсорсинг — не всегда самое быстрое решение, хотя экономически может быть выгодным. С аутсорсингом нужно правильно взаимодействовать, выбирая определенные точки принятия решения.
Безопасность и удобство
При передаче работ на аутсорсинг могут возникнуть проблемы с конфиденциальностью и достоверностью информации, ответственностью за выполненные работы.
Немаловажный фактор — наличие на рынке квалифицированного аутсорсинга и уверенность в подрядчике.
Для достижения баланса между этими факторами нужно взвешенно подходить к принятию такого решения:
— сравнивать компании по квалификации, их истории, понимать, какие возможны риски и гарантии того, что бухгалтерская или управленческая отчетность не будет передана конкурентам;
— оценивать, насколько специалисты, работающие в компании, соответствуют требованиям и уровню задач, которые стоят, например, перед бухгалтерией, и можно ли найти таких людей на рынке.
Реализация на практике
При реализации аутсорсинга на практике возникает много вопросов. К сожалению, процедуры ответственности, конфиденциальности и достоверности информации в России пока не отработаны.
При передаче на аутсорсинг охраны, например, строительных площадок, бухгалтерии или обслуживания компьютеров, компании сталкиваются со множеством разных неожиданностей.
С одной стороны, они связаны с наличием или отсутствием качественных услуг на рынке, с другой — с неопытностью заказчика при постановке задач для аутсорсинга.
К примеру в одной крупной компании в начале кризиса была закрыта собственная строительная компания, продано несколько десятков единиц техники, закрыта автобаза, производственные цеха, уволены тысячи рабочих и было принято решение, что компания становиться инвестиционно-строительной, а замечательных квалифицированных подрядчиков она будет находить на рынке, привлекать их по тендеру и счастливо наблюдать, как они строят. Из этого абсолютно ничего не получилось. Уровень квалификации строительных подрядчиков, с которыми компании приходилось работать по аутсорсингу, оказался хуже, чем у собственных исполнителей. Сегодня компания восстанавливает свой генподряда.
Этот опыт показал, что при аутсорсинге главное — не впадать в крайность, а заниматься им последовательно.
При выборе компании-аутсорсера нужно искать лидеров рынка, имеющих опыт работы, обслуживающих другие компании, и находить компанию, где соотношение цены и качества окажется лучшим. При этом не стоит отдавать одной компании слишком много. Важно понять, что нужно и что ищем. Ориентация на мировые стандарты и постоянный мониторинг рынка сделает процесс аутсорсинга максимально эффективным.
Аутсорсинг и система управления рисками
С помощью аутсорсинга можно создать систему по распределению и управлению рисками между компанией и подрядчиками. Эта система держится не столько на юридических, финансовых рычагах, сколько на потере репутации со стороны подрядчика аутсорсинга.
К сожалению, репутационные риски в России работают слабо и в расчет практически не принимаются. Со временем, когда ответственность за исполнение контрактов будет не только финансовая и юридическая, но и репутационная, аутсорсингом можно будет заниматься активнее.
Как правило, на аутсорсинг сейчас передаются маркетинг, ИТ-сервисы, некоторые функции по обслуживанию офисов, бухгалтерия, логистика и т.п.
К сведению
По данным Института аутсорсинга Американской ассоциации менеджмента 1997 г., из 600 опрошенных компаний 20% передали на аутсорсинг часть финансовых и 80% — часть административных процессов.
С 2002 г. компания Вritish Petroleum потратила на аутсорсинг бизнес-процессов и бухгалтерского учета 10,5 млрд долл. США. Ежегодные затраты по контракту составляют 1,5 млрд. Это самая большая сделка по аутсорсингу в мире.
В 2005 г. Deloitte Consulting провела исследование «Изменить модель аутсорсинга», опросив 25 компаний с общим объемом отданных на аутсорсинг работ в 50 млрд долл. Из них:
70% оценили свой опыт как негативный;
44% не получили ожидаемого результата;
80% указали, что самая распространенная проблема — это скрытые расходы из-за отсутствия доступа к информации;
62% потребовалось увеличить управленческий штат после того, как они пришли к аутсорсингу;
57% не смогли освободить внутренние ресурсы.