В среднесрочной программе (основные моменты которой мы предлагаем вашему вниманию) МЭРТ представил три сценария развития российской экономики: базовый (инерционный), инвестиционно- и экспортоориентированный и инновационно ориентированный, убедительно доказав преимущества третьего варианта. Однако в декабре Председатель Правительства РФ отправил программу на доработку (ввиду того, что ее создатели позволили себе отойти от плана удвоения ВВП). Между тем идеология программы показалась верной представителям бизнеса. Диверсификация экономики, конкурентоспособность, рыночные отношения, преодоление бедности, снижение вмешательства государства в экономику и повышение качества выполняемых им функций — вот основные приоритеты экономического курса. И благоприятный деловой климат, конечно. Но доверие бизнеса государству от простого провозглашения не возрастет. А его отсутствие, равно как и изменение других запланированных внутренних и внешних условий, может осложнить реализацию программы. Как пойдет дело — посмотрим...
Почему?
О том, что темпы роста нашей экономики в последние годы связаны с исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, не говорил только ленивый. При таких условиях наше положение весьма непрочно и зависит от колебаний мировых цен на продукцию нефтегазового и экспортно-сырьевого секторов.
Основная же масса населения трудится в обрабатывающей промышленности и секторе услуг, неразвитость которых приводит к ограниченности доходов граждан. Это, в свою очередь, сочетается с ограниченностью числа современных компаний, способных эффективно конкурировать на внутреннем и мировом рынках. Получается, что даже имеющийся платежеспособный спрос населения и тот не всегда идет на пользу нашим предприятиям.
Дополнительное снижение налоговой нагрузки и занижение курса рубля уже не приведут к резкому экономическому росту. В то же время снижается и способность экономики позитивно реагировать на рост мировых нефтяных цен. Таким образом, потенциал ресурсоориентированной модели экономики практически исчерпан.
Чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию и поддерживать устойчивые темпы роста (7% в год и выше), МЭРТ считает необходимым создание новой модели экономики и институтов развития. Наряду с проведением институциональных реформ это потребует реализации системы стратегических проектов развития (при активной организационной и финансовой господдержке).
Как?
Долгосрочная (поскольку многие из намеченных реформ и стратегий дадут эффект только после 2010 г.) политика развития конкурентоспособности и эффективности интегрирует:
- стратегический подход к развитию ряда ключевых секторов;
- точечные налоговые, таможенные меры регулирования отдельных сфер бизнеса (амортизационная политика, налогообложение нефтедобычи и НИОКР, квотирование);
- создание новой прогрессивной институциональной среды в традиционно конфликтных секторах (лесное хозяйство, ЖКХ и ипотека, земле- и природопользование, интеллектуальная собственность);
- региональную политику развития, опирающуюся на формирование территориально-производственных кластеров (комплексов).
Конечной целью является преодоление зависимости от экспорта сырья и топлива.
Альтернатива связана с развитием высоких технологий.
Причем мало создать «новый информационный» сектор, нужно перейти к инновациям и в традиционных отраслях, где и в будущем будет сосредоточена основная часть занятости и доходов.
В наибольшей степени этим задачам (по показателям диверсификации и гибкости экономики) отвечает инновационно-ориентированный сценарий развития.
Лучший сценарий
Инновационно-ориентированный сценарий можно рассматривать как сценарий открытой экономики. Он предполагает как рост государственных капвложений, так и улучшение инвестиционного климата, а значит, приток иностранного капитала, в т. ч. и в форме прямых инвестиций — до 4—5% ВВП после 2010 г. Частный сектор из чистого экспортера капитала может стать его чистым экспортером уже в 2007 г.
С другой стороны, его можно назвать сценарием активной диверсификации экономики и структурного сдвига в пользу обрабатывающих секторов и сферы услуг.
Доля информационного и высокотехнологичного сектора (в его составе высокотехнологичные отрасли промышленности, связь и отрасли социальной сферы, инвестирующие в человеческий капитал, в т. ч. наука и научное обслуживание, информатика и образование) в ВВП вырастет к 2015 г. до 17%, а в инвестициях — до 19,1%.
Возрастет и занятость в данном секторе — на 33%.
В результате увеличения вложений государства и частного сектора в человеческий капитал доля общественных услуг стабилизируется на уровне 17,2% ВВП.
Это отвечает целям развития сферы образования, здравоохранения и науки.
Рассматриваемый вариант предполагает облагораживание структуры экспорта: доля «машин и оборудования» увеличится с 7,4% в 2004 г. до 17,4% в 2015 г., при этом доля экспорта энергоносителей сократится до 39,1%. Это послужит индикатором улучшения конкурентоспособности нашей продукции.
Если же говорить о движущих силах экономического роста, то повысится роль инвестиционного и инновационного факторов в приросте ВВП при относительном сокращении вклада внешнеэкономического фактора (цен на нефть) и фактора роста доходов населения.
Движение к рынку
На сегодняшний день в экономике высока доля нерыночного сектора. В него помимо традиционных бюджетных отраслей (образование, здравоохранение, охрана правопорядка) входят:
- газовая промышленность (в части поставок на внутренний рынок по регулируемым ценам);
- электроэнергетика;
- ж/д транспорт;
- ЖКХ;
- связь (частично);
- предприятия других отраслей, получающие дотации, субсидии или иные явные или скрытые льготы.
От прямого установления тарифов планируется переходить к контролю за обоснованностью ценообразования на основе антимонопольного законодательства, ликвидировать перекрестное субсидирование в отраслях, тем самым повышая прозрачность финансовых потоков и уровень доверия со стороны инвесторов. 20,3 млн чел., или 31,2% всей численности занятых, трудятся в традиционных бюджетных отраслях. В других отраслях нерыночного сектора заняты 5,8 млн чел., или 9%.
Нерыночный сектор (с учетом перевода на рыночные принципы образования и здравоохранения при сохранении госфинансирования) может быть сокращен на 8— 9 млн чел. в течение 4—5 лет.
Опасения
Михаил ЗАДОРНОВ, председатель подкомитета по денежно-кредитной политике, валютному регулированию Госдумы РФ:
— Разработка среднесрочной программы на 2005—2008 годы необходима. Плохо то, что последние три года правительство не работает по какой-либо программе. В 2002 году правительством была разработана концепция, но потом от нее отошли.
В среднесрочной программе есть целый ряд правильных выводов. В то же время меня беспокоит, что программу примут, а делать будут по-другому. Почему? С этой программой никак не увязан среднесрочный бюджет, нужны финансовые расчеты. Без этого программа «повиснет».
А пока она не увязывается с отраслевыми докладами, подготовленными ранее, так что программа не встроена ни в финансовые планы, ни в ведомственные задачи. Если эти проблемы не буду решены, то, боюсь, ничего не выйдет.