Неделей позже, чем Федеральная антимонопольная служба, 3 марта, Минэкономразвития представило свою концепцию законопроекта о федеральной контрактной системе, призванного ее отладить и залатать коррупционные бреши, через которые казна страны теряет сотни миллиардов рублей. ФАС обнаружила в этом документе потенциальный всплеск коррупции.
Толчком для появления проекта концепции новой редакции федерального закона о размещении заказов (внесение изменений в Федеральный закон № 94-ФЗ) ФАС и концепции проекта федерального закона «О федеральной контрактной системе» Минэкономразвития стали поручения президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина от 6 декабря прошлого года.
До этого президент неоднократно критиковал действующий Закон о размещении госзаказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ). Так, в конце октября 2010-го на совещании по исполнению поручений главы государства на сообщение начальника его Контрольного управления Константина Чуйченко, что экономический эффект от очищения от порочных закупок может превысить 1 трлн руб., президент отреагировал словами «то есть объем воровства можно снизить на триллион рублей». Ровно через месяц на Комиссии по модернизации он заявил, что законодательство о госзакупках надо изменить кардинально. За пять лет его действия было внесено 19 пакетов поправок, но «проблемы остаются, и этот закон не ругает разве что ленивый». По словам президента, положительный эффект при закупках простых товаров существенно перекрывают потери от приобретения технически сложной продукции, и если до принятия закона об откатах говорила треть предприятий, то через несколько лет его действия — уже половина. В тот же день Д. Медведев поднял эту тему и в послании Федеральному собранию.
Степень кардинальности изменения законодательства о закупках ФАС и МЭР, видимо, поняли по-своему. «Мы следуем указаниям президента и правительства не разрушать достигнутые положительные результаты, а совершенствовать законодательство, оставив в нем самое лучшее, исключив существующие недостатки», — сообщил глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев 24 февраля этого года на пресс-конференции, где ФАС представила проект концепции новой редакции действующего закона о размещении заказов.
Кстати, уже полученные плоды его действия антимонопольное ведомство оценивает достаточно высоко. В частности, оно напоминает, что, по данным исследования компании ФБК, до принятия Федерального закона № 94-ФЗ «доля честных конкурсов (когда победитель не был известен заранее) в общем количестве процедур госзакупок не превышала 1%», а за 2006—2009 гг. совокупная экономия бюджетов составила более 770 млрд руб. Приведя массу других весомых аргументов, ФАС заключает, что этот закон наступает на многие финансовые интересы и именно поэтому вызывает острое недовольство как некоторых представителей органов власти, так и крупного бизнеса, которым конкуренция не нужна. В целом же 74% предпринимателей проголосовало за заложенную в нем новую экономическую идеологию.
В то же время в системе госзаказа ФАС видит целый ряд нерешенных проблем и называет 13 необходимых изменений в закон, которые и составляют суть проекта концепции его новой редакции.
Как видно из названия конкурирующего документа Минэкономразвития, у него речь не о продолжении совершенствования Федерального закона № 94- ФЗ, а о его замене новым законом, вводящим федеральную контрактную систему (ФКС), которая предусмотрена концепцией по повышению эффективности бюджетных расходов. Таким образом, МЭР предлагает сделать более широкий шаг. В концепции говорится, что основной идеей законопроекта является создание условий для функционирования ФКС — совокупности норм и правил, обеспечивающих единый технологический цикл организации госзакупок с обязательными этапами их прогнозирования, формирования заказчиками планов обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещения заказов, исполнения и мониторинга контрактов, приемки и анализа контрактных результатов в интересах планирования будущих закупок.
Пока, отмечает в документе МЭР, в России различные стадии госзаказа в разной мере нормативно регламентированы, методически обеспечены и организационно структурированы. Существующее законодательство не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла закупок.
Концепция Минэкономразвития стройна и детально прописывает, что должно войти в закон о ФКС. Принципиальное новшество — для управления системой предлагается образование уполномоченного органа, то есть централизация процесса. При этом регулирование и контроль госзаказа остаются вне его полномочий.
Если говорить общо, МЭР предлагает законодательно дотошно формализовать каждое действие на всех этапах цикла госзакупок. Утопией это не назовешь — в концепции законопроекта имеется обширная ссылка на международный опыт, представление о котором дает таблица. Для примера: в США, где в рамках ФКС управляется более 500 млрд долл., деятельность системы регулируется федеральными правилами планирования, размещения и исполнения госзаказа, «которые содержат, по разным подсчетам, от 3200 до 4300 тыс. норм и правил, детально регулирующих единый цикл планирования, размещения и исполнения государственного заказа». Скорее всего авторы концепции второпях приписали «тыс.» к прозвучавшим цифрам, но и без этого понятно, что американским чиновникам в сфере госзакупок прописано каждое «телодвижение» и малейший шаг всторону — повод для неприятных вопросов со стороны контролирующих органов. Пространства для той же коррупции практически нет, эффективность всей системы высока.
Это же предлагается законодательно прописать и в России, что очень актуально. Но детальная контрактная система нужна не только в борьбе с воровством, сильно она облегчит жизнь людям честным — и чиновникам, и предпринимателям, поскольку четко объяснит им порядок действий.
В предложениях ФАС и МЭР немало пересечений, что и понятно — проблемы в системе госзакупок они видят одни и те же. Но между предлагаемыми проектом концепции и концепцией проекта заискрило.
«Законопроект (концепцию которого предлагает Минэкономразвития) в случае принятия приведет к резкому всплеску коррупции. Предлагается позволить заказчику произвольно выбирать способ размещения заказа, закрепить возможность менять условия контракта по соглашению сторон и ввести другие коррупционные нормы», — считает, по данным «Финмаркета», начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев. Настораживает его также предложение ввести двухэтапный конкурс, фактический отказ от электронных аукционов, субъективный критерий «репутация поставщика».
Действительно, в документе Минэкономразвития предлагается восемь способов размещения госзаказов. ФАС понять можно — у его подопечных крупных госпредприятий и естественных монополий с прозрачностью заказов на товары, работы и услуги и так темный лес. Но в концепции МЭР четко дано понять, что между заказами для нужд государства, скажем, на канцелярские товары, НИОКР или вертолетоносцы есть большая разница.
Впрочем, все это вопросы для споров и торга специалистов. Главное — получить на выходе эффективную систему госзакупок. А для этого нужен такой закон, который заставил бы еще его и выполнять. С этим в России всегда туго.
Краткий перечень функций контрактных систем
Планирование обеспечения государственных нужд |
Библиотека типовых контрактов |
Регламентация и методическое обеспечение исполнения государственных контрактов |
Оценка и управление рисками |
Контроль исполнения контрактов |
Оценка результатов контрактов | |
США |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Великобритания |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Франция |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Канада |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Норвегия |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
Австралия |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Сингапур |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Новая Зеландия |
+ |
+ |
- |
- |
+/- |
- |
Саудовская Аравия |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Тайвань |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Источник: Минэкономразвития