В ближайшем будущем благодаря активному росту быстроразвивающихся рынков появятся совершенно новые торговые маршруты — Африка и Азия, Азия и Южная Америка. Перед логистическими компаниями, по оценке исследователей фирмы PricewaterhouseCoopers, возникает проблема выработки стратегии развития в быстроразвивающихся странах.
Чтобы определить направления развития новых транспортных узлов и маршрутов, которые будут активно прогрессировать в глобальной системе логистики, эксперты PwC советуют внимательно посмотреть на глобус. Регионам, которые могут выступать в качестве экономических транзитных точек, гораздо легче будет стать ключевыми узлами логистических цепочек.
Крайне важна также демографическая ситуация в различных регионах. И в этом отношении азиатские страны находятся в более выгодном положении, особенно Китай с самой высокой численностью населения и Индия с самым быстрорастущим населением. Поднебесная сейчас играет огромную роль в мировой логистике — на ее территории находится 7 из 20 крупнейших портов. Причем не все грузы из них направляются в США или Западную Европу, Китай также является крупнейшим торговым партнером Бразилии и важным рынком сбыта для Малайзии и Индонезии.
Быстроразвивающиеся страны давно стали целевыми рынками ведущих международных логистических операторов. К 2030 г. новые международные логистические компании успешно выйдут на внутренние рынки быстроразвивающихся стран. Это значит, что они будут работать на этих рынках не только из-за преимуществ международной торговли, но и будут активно участвовать в работе внутренних рынков быстроразвивающихся стран.
Количество поставщиков логистических услуг в странах БРИК уже исчисляется десятками тысяч. В их число входят компании от очень мелких до очень крупных с несколькими тысячами сотрудников, что порождает различия в конкурентоспособности, финансовых ресурсах и предлагаемых услугах. Более крупные и финансово обеспеченные логистические компании будут искать возможности для роста за счет слияний и поглощений. Это приведет к консолидации рынка логистических услуг в быстроразвивающихся странах, что является естественной составляющей процесса созревания отрасли.
По мере роста быстроразвивающихся рынков перед логистическими компаниями, крупными и небольшими, будет открываться огромное количество перспектив. Некоторые смогут извлечь выгоду из передовых практик, которые уже вовсю применяются на развитых рынках, но еще не закрепились на быстроразвивающихся рынках. Среди таких передовых практик можно отметить, например, стратегии управления персоналом, системы управленческого учета и развитие практики корпоративной социальной ответственности.
Главная задача логистических компаний состоит в том, чтобы разработать или отладить свои стратегии для работы в конкретных быстроразвивающихся странах. Кроме того, им нужно будет понять, как на них повлияет законодательство каждой страны, будь то меняющиеся таможенные процедуры, образование зон свободной торговли, стимулы для прямых иностранных инвестиций или новые требования в области устойчивого развития. Это может означать корректирование набора услуг не один, а много раз, по мере того как изменяется характер спроса и развиваются новые рынки.
Рынок курьерских услуг является одним из наиболее быстрорастущих секторов в отрасли транспорта и логистики, причем эта тенденция отмечается в целом ряде быстроразвивающихся стран. Именно в этой области изменения в демографической ситуации и поведении потребителей могут иметь наиболее значительные последствия. Логистические компании, предлагающие недорогие, но и не слишком качественные услуги, вынуждены будут их улучшить, чтобы противостоять конкурентам.
Меняющееся поведение потребителей, которое выражается в снижении доверия к государственной почте, растущих объемах электронной торговли, урбанизации, а также более молодой средний возраст должны привести к росту рынка курьерских услуг. Например, турецкая легкая промышленность уже во многом полагается на международные курьерские услуги. Благодаря этим услугам образцы готовой одежды и новые модели теперь можно доставлять потенциальным покупателям в Европе очень быстро и не отставать от конкурентов.
В связи с этим было бы разумно вспомнить давнюю идею о том, чтобы научиться использовать географию России для извлечения прибыли из транзита грузов.