Merrill Lynch предупреждает: мировую экономику ждет рецессия, если нефть будет стоить 150 долл. за 1 баррель. Битвы в Африке продолжаются, а значит, остаются и условия для роста цен топлива. Новый кризис может быть похлеще, чем в 2008-м.
В аналитическом обзоре Bank of America Merrill Lynch говорится: «Если цена на нефть превысит исторический максимум в 150 долл. за баррель и будет держаться на этой отметке определенное время, мировая рецессия становится реальным риском. При стоимости нефти в 200 долл. за баррель рецессия выглядит почти обязательной... Цена североморской Brent может достичь кратковременного пика на уровне выше 200 долл. за баррель, если мы потеряем поставки свыше 4 млн баррелей в сутки из стран Ближнего Востока и Северной Африки...»
Утром в четверг цена нефти с поставками в апреле продолжала рост и на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX), и на Лондонской бирже ICE Futures.
Merrill Lynch дает вариативный сценарий развития событий. В ближайшие три месяца на фоне приостановки добычи в Ливии цена на нефть марки Brent может превысить 140 долл. за баррель, а в среднем по году составит 108 долл.
Bloomberg дополняет сообщение об обзоре Bank of America Merrill Lynch ссылками на аналитику Goldman Sachs, поднявшего прогноз цены на Brent в II квартале до 105 долл. за баррель, и на Управление энергетической информации США (EIA), которое повысило свой прогноз средней годовой цены на североморскую нефть до 102 долл. за баррель.
Ведущие эксперты сходятся в том, что рост цены на нефть на 10 долл. за баррель в среднем за год замедляет темпы роста мировой экономики на 0,2—0,5 п.п.
Однако никакие революции не продолжаются вечно и повстанцы заинтересованы в том, чтобы не повредить добывающие и перерабатывающие мощности, за контроль над которыми, в общем, и идет война. Поэтому к лету ситуация может стабилизироваться.
Для России крайне важно, чтобы цены на нефть скорее вернулись к посильным для мировой экономики пределам. Иначе вновь, как в последний кризис, будет перекрыт кран мирового кредитования, чего второй раз многие наши компании и корпорации могут уже не пережить. Проблема в том, что интересы раздутого бюджета противоречат интересам страны вообще — бюджетные траты планируются едва ли не из расчета 150—200 долл. за баррель и продолжают нарастать.