Президент Дмитрий Медведев подписал указ о передаче функций Росстрахназдора Федеральной службе по финансовым рынкам. Мегарегулятор создается ради идеи превращения Москвы в международный финансовый центр.
Речь идет о присоединении Федеральной службы страхового надзора (ФССН) к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) с передачей ФСФР функций присоединяемой службы по страховому надзору, по контролю и надзору в сфере страховой деятельности и с установлением определенных возможностей для этой службы, включая функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка, за исключением банковской и аудиторской деятельности»,— пояснил Д. Медведев суть принятого решения 4 марта на совещании по созданию Международного финансового центра.
Минфин давно хотел сократить число регуляторов. Сначала министерство предлагало упразднить ФСФР, но не удалось. Тогда ликвидировали ФССН. Сам Минфин так объяснял логику бюрократической модернизации в своей пояснительной записке к проекту указа: «В результате реализации предлагаемых решений Минфин России будет осуществлять государственное регулирование на финансовом рынке, а надзорные полномочия (контроль за соблюдением норм) будут распределены между Федеральной службой по финансовым рынкам (подведомственной Правительству Российской Федерации) и Банком России (в отношении кредитных организаций)».
То есть изначально создание мегарегулятора не планировалось ради достижения мифической цели превращения Москвы в финцентр мира. Но президент Д. Медведев настойчиво продвигает красивую идею. «В России должен быть создан центр, где представлены все основные виды финансовых инструментов...» — не устает он повторять.
Однако пока экономическая ситуация работает против осуществления мечтаний российских властей. К примеру, для реализации проекта финансового центра необходима инфляция не выше мирового уровня, то есть в 2—3% несколько лет подряд. Иначе невозможно заслужить доверие к местной валюте в той степени, чтобы она заслужила право быть резервной.
Но задача сегодняшнего дня иная — попытаться не допустить развития галопирующей инфляции, удержать ее в рамках до 10% в условиях, когда ЦБ вынужден выкупать все большие объемы нефтедолларов.
Скорее всего новую мечту о финцентре в Москве постигнет та же участь, что настигла предыдущую сверхидею российских властей, которая тоже казалась заманчивой, — объявить страну величайшей энергетической сверхдержавой, коль запасы углеводородов у нас немалые. Но в мире стали успешно развиваться энергосберегающие технологии, алчные предприниматели научились выгодно производить и продавать энергию из альтернативных источников, разработка месторождений сланцевого газа стала кошмарным сном для «Газпрома». И идея забылась.
Теперь на очереди новая затея — про финансовый центр в Москве.