Необходимость оплачивать первые два дня больничных, мягко говоря, огорчила работодателей. Однако до перекрытия дорог, как в случае с пенсионерами, требующими возврата льгот на проезд, у них не дошло. Тем не менее законодатель, введя непопулярное новшество, все-таки предусмотрел «клапан», чтобы выпустить накопившийся пар. Работодателям предоставлена возможность воспользоваться услугами страховщиков и тем самым переложить на них свои расходы.
До недавнего времени страхование риска утраты заработка в связи с временной нетрудоспособностью было в России составной частью государственного социального страхования. С этого года начинается фактически переходный период к так называемой американской модели, когда государство не участвует в обеспечении на случай потери заработка из-за болезни, а все отдано на откуп работодателям, которые предпочитают заключать договоры со страховыми компаниями.
В России добровольное страхование работников на случай утраты заработка из-за временной нетрудоспособности с выплатой ежедневного пособия практически не развито. Действительно, до введения Фондом социального страхования лимитов выплат по больничным листам нужды в таком страховании по большому счету не было.
Да и невыгодно это было для предприятий: расходы на страхование приходилось оплачивать из прибыли. Так что лишь очень немногие включали такой вид страхования в качестве составной части так называемого социального пакета работников предприятия.
Соответственно нет спроса на такого рода услуги, практически отсутствует и предложение со стороны страховщиков.
Однако введенная с 1 января 2005 г. норма об оплате первых двух дней больничного за счет работодателя этот вопрос. Предприятию может оказаться выгоднее оплачивать болезнь своих работников не по факту, а застраховать их на случай утраты заработка в связи с временной нетрудоспособностью. Тем более что вступившие в силу с 1 января 2005 года изменения в НК РФ позволяют относить эти платежи на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли.
Впрочем, эти затраты уменьшают базу по налогу на прибыль при условии, что страховая компания компенсирует потерю заработка в пределах максимального размера пособия по временной нетрудоспособности из ФСС (в 2005 году — 12 480 рублей за календарный месяц), а также что совокупная сумма взносов за год по этому виду страхования и взносов, указанных в абз. 10 п. 16 ст. 255 НК РФ, не превысит 3% от расходов на оплату труда.
В общем, в ближайшем будущем возможно повышение интереса работодателей к такому страхованию. Однако готовы ли к этому страховщики? Необходимую лицензию имеют, пожалуй, сотни компаний, загвоздка может выйти с разработкой конкретного страхового продукта. Это под силу скорее всего только крупным страховщикам.
Может быть, еще кэптивам, если в целях оптимизации финансовых потоков холдинга перед ними поставят такую задачу их владельцы.
А пока реальный опыт работы по этому виду страхования имеют единицы.
Есть и другая опасность для страховщика. Не секрет, что выписать больничный лист в России не проблема. Редкий врач не проникнется сочувствием к жалобам на недомогание. Однако, получая страховое возмещение в размере среднего заработка, у работника может появиться стимул поболеть: ведь он фактически ничего не теряет.
Скажем, в среднем работники застрахованных предприятий до заключения договора страхования брали больничный на три дня в год, а после — начинали неожиданно много болеть, и первоначальные расчеты оказывались неточны. Как следствие, высокая убыточность. Поэтому, как правило, такие услуги предлагают
в комплексе с другими видами страхования, да и величина тарифа является достаточно высокой.
Впрочем, как считает Снежана Литвинова, заместитель директора Центра страхования жизни «РОСНО», очень многое зависит от корпоративной политики предприятия, от отношений между работником и работодателем. Там, где реально заботятся о персонале, сознательность работников значительно выше и желающих посидеть сверх нормы на больничном обычно не бывает.
Увеличения спроса на страхование работников на случай временной нетрудоспособности с выплатой ежедневного пособия в «РОСНО» ожидают уже в самое ближайшее время.
Работодателей может привлечь не только реальная экономия средств, в том числе благодаря налоговой льготе, но и перекладывание всей бумажной волокиты, связанной с выплатами, на страховщика.
Что же касается надежд на отмену через год нормы об оплате первых двух дней больничных за счет работодателей, то они весьма призрачны. И Постановление Госдумы от 17 декабря, которым данная норма признается временной мерой — это скорее некий реверанс в сторону избирателей и не более того.
А вот вероятность реанимации проекта закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти», который был принят Госдумой в первом чтении еще в апреле 2000 года, весьма высока. В случае его принятия работодателям придется производить оплату по листу нетрудоспособности уже не двух, а трех дней.
Наша справка
В США выплаты по временной нетрудоспособности не входят в систему государственного социального страхования, а являются предметом договоренности между работ-ником и его работодателем. В Германии эта сфера также не финансируется государством, лишь при продолжительности болезни более 6 недель начинаются выплаты из системы медицинского страхования (больничных касс).
Подробно о выплате пособий за счет средств ФСС в 2005 г. смотрите в ст. "Пособия за счет средств ФСС РФ в 2005 году".